Арктический плавучий университет: прошлое, настоящее, будущее

«Арктический плавучий университет: прошлое, настоящее, будущее»

Докладчик: Константин Сергеевич ЗАЙКОВ, проректор по международному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета, руководитель экспедиций Арктического плавучего университета

- От организаторов Арктического плавучего университета хочу от чистого сердца коллег поприветствовать, они вернулись из большой экспедиции, сделали огромную работу и действительно показали очень качественные результаты. Поражает, что ребята уже готовы презентовать на высоком уровне обработанные материалы. Хотя, как участник экспедиции, представляю, насколько это тяжело. То есть, вручную все это начали делать и за короткий период времени успеть обработать и представить…

У нас доклад звучит «Арктический плавучий университет. Прошлое. Настоящее. Будущее». Все-таки я представляю прошлое плавучего университета, потому что я с 2019 года уже не курирую проект, в качестве руководителя этим занимается Александр Алексеевич Сабуров и, наверное, в своем докладе я вкратце суммирую некоторые аспекты развития нашего проекта в рамках движения плавучих университетов. Очень важна история проекта и буквально вот то, что мы сегодня собрались, это уже историческое событие, когда участники этого движения вместе обсуждают результаты и особенность этого проекта, который уникален во всем мире.

Очень много морских экспедиций и в северных широтах, и в других регионах, но даже такие благополучные страны, как Норвегия, они там удивляются: «у вас студенты? - но это же очень дорого, мы себе не можем такого позволить». То есть, они берут небольшие группы, проводят практику, но концепция плавучего университета - это действительно то ноу-хау, которое реализуем мы, Российская Федерация. Елена Владимировна уже отметила, действительно, Арктический плавучий университет - это «ребенок» плавучего университета МГУ ЮНЕСКО. Мы ориентировались на богатый накопленный опыт, когда реализовывали наш проект. И, собственно, сама концепция обучения через науку – это ключевая идея, которую мы брали за основу, когда начали организовывать наш проект в 2012 году при поддержке РГО и с нашим партнером Северным УГМС, который имеет свою базу флота здесь в Архангельске. Для нас это очень важно, и это преимущество, что мы можем сразу же из Архангельска выходить в северные широты, нам не надо делать длительных переходов, это намного упрощает логистику именно организации экспедиционной работы.

В 2012 году - первый рейс, который длился 40 дней. Мы двигались в большей степени именно от студенческой науки во взрослую науку, с каждым годом привлекая больше и больше ученых, которые занимались кураторством ребят в экспедиции и, в том числе, расширяя ее междисциплинарность, так как первые три года у нас в основном это были именно морские рейсы. Это океанология, в первую очередь, и климатология. Мы на тот момент времени не фокусировались на наземных, сухопутных исследованиях, эта часть появилась у нас уже в 2015-м, частично в 2014-м…Мы стали привлекать в рейсы и представителей гуманитарного знания, правоведов, социологов, антропологов, которые на точках во время высадок изучали исторические артефакты, либо записывали устную память, или проводили социологические исследования, причем, в ходе экспедиций интересные данные были получены.

И когда мы с технической стороны стали расширять наш проект с точки зрения содержания, в сторону междисциплинарности, мы поняли еще очень важную вещь о том, что не все ребята, особенно если это не профильные специалисты, которые занимаются морем, готовы

столько дней находиться в изоляции в рамках экспедиции. Это одна из причин, почему у нас появилась наземная часть экспедиционных исследований. Потому что психологически хочется, так скажем, потоптать землю. И все прекрасно знают об этом. Поэтому это был один из факторов изменения логистики проекта, появления именно сухопутной части, которая потом стала дополняться серьезными научными изысканиями с нашими партнерами из МГУ, Института географии Академии наук и других научных учреждений России и зарубежья.

С 2014 года мы стали активно вовлекать иностранных партнеров, учитывая то, что все прекрасно понимают, что российский сектор Арктики огромен - это более половины всей Арктики, и невозможно изучать все процессы, которые протекают без полевых исследований в российской Арктике, и наш проект это возможность для иностранных студентов и партнеров, в том числе, проводить совместные исследования. Для нас очень важно, и в ежегодно участники из 6-7 стран ходят в экспедиции.

И мы надеемся, что дальше будем работать, потому что Арктика и с точки зрения науки, и с точки зрения утилитарной значимости, это очень важный регион для нас с вами и для нашего государства - это кладовая ресурсов, помимо значимости с точки зрения изучения природных процессов. Поэтому Российская Федерация и правительство Российской Федерации уделяет особое внимание освоению Арктики, поэтому здесь очень важна подготовка научных кадров, производственных кадров. Если мы говорим об этом регионе, то здесь производственные кадры без науки не могут существовать, потому что здесь настолько динамично меняющиеся климатические условия, процессы и очень много белых пятен, что не позволяет нормально организовать технологический процесс. Поэтому эта модель плавучих университетов, мне кажется, очень востребована. И востребована она не только в наших широтах, а и в других районах земного шара и нашей страны…