Дневник экспедиции Арктического плавучего университета — 2018

22 июля. День тринадцатый. Мыс Желания, или почему нужно мечтать в Арктике

В пять утра мы подошли к мысу Желания. В восемь утра «Корсар» отошел от борта. Только это не мы поедем на берег, а сотрудники национального парка «Русская Арктика».

Они останутся на мысе примерно до начала сентября: осмотрят территорию, обследуют флору и фауну, встретят туристов, сходят с ними до земли Александры (остров архипелага Земли Франца-Иосифа) и только потом их подберет попутное судно.

«Мы еще не знаем, на каком корабле будем возвращаться домой. Вообще сюда мы всегда добираемся с оказией», - сказал Игорь Молодцов, сотрудник нацпарка.

Мы же вернемся сюда к 12 часам дня, когда закончим работу на гидрологических разрезах. К берегу будем ехать на ощупь, или по чуйке, как сказал третий помощник капитана - море затянет туманом.

Мыс, названный Виллемом Баренцом «Желанный», входит в программу обязательных экскурсионных туров по Русской Арктике. Желанный - потому что после длительного и трудного перехода вдоль северо-западных берегов Новой Земли голландцы достигли самого северного мыса.

Позже поморы сменили лирическое название на «мыс Доходы» - от слова «доходить». Современное название появилось благодаря ошибке в переводе на русский язык немецкой карты.

В середине 1990-х годов отсюда ушли сотрудники полярной метеорологической станции, оставив после себя тонны металла и ржавчины. С 2010-х годов на Мысе стали обустраивать базу для инспекторов нацпарка, которые собственными силами и с помощью компании «Арктик консалинг сервис» очищали территорию парка от мусора.

Мыс Желания - опасное для путешествия место. Встреча с белым медведем здесь не просто шутка или байка, поэтому егеря всегда на чеку и требуют от нас ходить общей группой. Есть даже загадка: «Без окон, без дверей - полна горница медведей». Отгадали? Мыс Желания.

 

Каждый раз высаживаясь на берег, мы расписываемся в инструктаже по технике безопасности при встрече с белым медведем.

Кратко:

Не бежать, если встретили медведя. Стараться показаться больше, чем вы есть на самом деле. Размахивать руками. Кричать.

Пытаться понять, что у медведя на уме, не удастся - у животного отсутствуют мимические мышцы на морде.

Осторожно осматривать придомовую территорию. Медведи могут залечь между домами, замаскироваться.

Ходить группами. Как можно чаще осматривать местность.

Все точки на мысе уже давно отсняты, и нет такого ракурса, которым можно кого-либо удивить. По левую руку от мыса - Карское море, по правую - Баренцево. На скалистом утесе - птичий базар. В этом году здесь галдели и сидели на гнездах только чайки. Раньше, говорят, были еще и кайры.

Здесь есть военные укрепления, напоминающие окопы. Во время Великой отечественной войны в районе мыса всплывала немецкая подлодка и обстреливала полярную станцию. После этого в 1942 году поставили пулемет.

Нам не повезло с погодой: с Запада на скалы наполз туман, видимость сократилась еще больше. Из-за непогоды научные группы не смогли полноценно поработать, и было решено оставить их на две ночи, чтобы они могли закончить полевые сборы, пока гидрологи на «Профессоре Молчанове» будут отбирать пробы воды.

На мысе загадывают желания, некоторые еще и монетки бросают в море - стараются попасть в место, где встречаются Баренцево и Карское.

«Я приезжаю на это место пятый год подряд, каждый следующий приезд не похож на предыдущий. Каждый раз новая погода, новая ситуация. По заведенной традиции возвращаясь с высадки обратно на судно, если все прошло успешно, бросаю монетку и загадываю желание. Желание может сбыться, может не сбыться. Но каждый раз хочется возвращаться снова и снова», - сказал Дмитрий Поликин, инженер Арктического центра стратегических исследований САФУ имени М.В. Ломоносова.

«Это место отличалось от предыдущих высадок: была совсем другая погодная ситуация, туман и ветер, было довольно сложно передвигаться. Мне очень хотелось увидеть белых медведей, но я хотя бы видел следы. Мне очень понравился мыс, было интересно наблюдать за птицами. Меня удивило, как они там держаться и обустраивают гнезда. Я должен был идти к озеру Аммональное собирать насекомых, но пришлось отменить наши планы, потому что рейнджеры не могли контролировать территорию из-за тумана», - сказал Аринзи Авилив, студент Университета Женевы.

«Исследовали породы ордовикского и силурийского периодов. Одна точка отбора была в западной части бухты; вторая (сулурийские периоды) - на востоке бухты в западном окончании скалистой части мыса Желания. В основном породы оказались слишком грубозернистыми для отбора, но удалось найти слои с более мелкими размерами части», - сказал Николай Матушкин, старший научный сотрудник Новосибирского государственного университета.


23 июля. День четырнадцатый. Зачем залезать на трубу

Анатолий Попов, магистр САФУ, рассказал, зачем он залезает на дымовую трубу на «Профессоре Молчанове».

"Мой проект называется «Выбросы сажистых частиц от мобильных и стационарных энергетических установок». Цель исследования - оценить степень загрязнения от судовых энергетических установок. Мы все знаем потенциальных загрязнителей сажистыми частицами, это: энергоустановки топливного энергетического комплекса, установки транспортного, нефтегазового секторов, еще считается домохозяйство.

Конкретно я занимаюсь обследованием топливо-использующих установок на суше, то есть это котельные, тепловые электростанции, в перспективе это могут дизельные генераторы."

- Какую гипотезу вы выдвигали в начале своего исследования?

- Я предполагаю, что судовые установки по ряду причин будут более грязными установками в сравнении со стационарными, которые используются на берегу. Я предполагаю это, поскольку они имеют меньшие габариты, они создавались для стесненных условий работы, в них нет больших камер полного выгорания топливных частиц. В общем, предполагаю, что загрязнения будет больше.

- Какие основные методы вы используете?

- На судне я применяю только методы отбора проб. Использую газоанализаторы промышленных выбросов, химический метод определения газовых компонентов уходящих газов, буре пробы твердых частиц, сажевых частиц и черного углерода.

- Вам обязательно нужно каждый раз залезать на трубу?

- Это необязательная, а вынужденная мера: в машинном отделении мне никоим образом не подойти к выхлопным трубам, не подобраться со своими пылеотборными трубками и зондами. Там очень тесно, пришлось договариваться с капитаном, чтобы он пустил меня на фальштрубу.

Наверху выходит восемь труб, две трубы от основных двигателей, три трубы от динамомашин, дизель генераторов, и от одного парового комбинированного котла. Я пытаюсь отобрать максимальное количество сажистых частичек. Через трубки прокачиваются газы с определенной скоростью, которая устанавливается на пылеотборнике, в течение 10-15 минут. Зная кол-во прокаченного воздуха и прирост массы фильтра, на котором осаждаются эти частички сажи, по возвращении домой я смогу установить количество сажевых частиц от каждой установки и смогу определить содержание черного углерода и других частичек, которые вредны как для экологи арктической зоны, так и для здоровья человека.

 

 

В данный момент времени международная группа экспертов по изучению изменения климата в последнем оценочном докладе отвела большую роль черному углероду и воздействию его на экологию высоких широт. Она поставила черный углерод на второе место после диоксида углерода.

Диоксид углерода считается парниковым газом, влияющим на потепление. Черный углерод может с помощью ветров и глобальной циркуляции переносится на тысячи километров, оседая на ледниках, изменяя тем самым альбедо (то есть свето-поглощение) снега и ускоряя процесс таяния.

- Сколько замеров вам нужно провести, чтобы получить достоверные результаты?

- Примерно 30.

- Насколько долго нужно проводить подобные исследования?

- Существует огромное множество кораблей различного класса, котельных установок как отечественного, так и зарубежного производства. Можно просто оценить антропогенное воздействие данных энергетических установок и тиражировать данные на другие суда подобного класса. Зачем это нужно? Этих данных просто-напросто нет. Когда создавались эти установки, никто не думал о содержании выходящих газов, может быть, следили только за дымностью. Я отбираю частички пм 2,5 и пм 10, то есть менее 2,5 микрон и менее 10 микрон. Эти частички, считается, могут глубоко проникать и надолго задерживаться в легких человека, провоцируя острые респираторные заболевания. По различным статистическим данным, более четырех миллионов человек умирает от воздействия взвешенных частиц в атмосфере. Это касается прежде всего тех мест и стран, где активно работают угольные тепловые электростанции.

- Какой прикладной результат от своего исследования вы ожидаете получить?

- На основе моей научной статьи никто не станет менять энергетическую установку, я могу только предложить различные меры по снижению выбросов этих веществ в атмосферу. Менять установки начнут, если международная морская организация примет решение привести энергетические установки судов до необходимого современного уровня и внедрять новые технологи, способствующие снижению загрязнения.

- Какие меры по снижению вы можете предложить уже сейчас?

- Эти меры общедоступны и общеизвестны. Во-первых, использование более чистого дистилярного топлива приведет к снижению сажистых частиц. Во-вторых, использование сжиженного природного газа, но это требует полного переоснащения энергетических установок. Чтобы не делать этого, можно установить дизельные сажистые фильтры. Это тоже вмешательство в конструкцию, но не полное ее изменение. Можно установить газоочистители. Например, энергетическая установка на судну «Профессор Молчанов» вообще не имеет никакой системы пыле- и газоочистки.


Автор дневника -  Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.