Отчет о производственной морской практике по программе «Плавучий университет», ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

1.3. Методология проведения гидрометеорологических наблюдений

Научно-исследовательская экспедиция «Плавучий университет» на ПУС «МИР» имела задачи провести гидрометеорологические наблюдения во время рейса. Такие наблюдения имеют определенный регламент, установленный РД 52.04.585-97, который был также изучен. Они включают целый комплекс мероприятий и действий по сбору информации о состояние атмосферы в приводном слое, контактирующем с поверхностью морей и океанов в неспокойном состоянии, а также о различных гидрометеорологических явлениях. В состав работ входит регулярное измерение, оценка и приведение характеристик этих явлений.

В связи с этим необходимо вести наблюдения за следующими показателями:

  • местоположение судна;
  • скорость и направление ветра;
  • атмосферное давление, тенденция и её характеристика;
  • погода в срок наблюдения и прошедшая погода (между сроками наблюдений);
  • облачность (количество, форма, высота нижней границы облаков);
  • метеорологическая дальность видимости;
  • температура воздуха;
  • влажность воздуха (точка росы);
  • осадки;
  • температура поверхности моря;
  • ветровые волны и зыбь — высота, период волны и её направление;
  • лёд (морской, речной и материкового происхождения) и /или обледенение судна при их наличии;
  • курс и скорость судна.

Наличие наблюдений за льдом зависит от района плавания и сезонности.

Наблюдения за всеми элементами, кроме атмосферного давления, должны выполняться в пределах 10 минут до стандартного срока синоптических наблюдений, в то время как атмосферное давление должно измеряться точно в стандартный срок наблюдения.

Все обязательные наблюдения проводятся и фиксируются каждые три часа (0,3,6,9,12,15,18,21,00 по UTC). Помимо того, специалист должен постоянно визуально контролировать гидрометеорологические условия, так как они могут измениться в любое время. Например, резко налетит шквалистый ветер или опустится дымка, туман. Все наблюдения должны регулярно сопоставляться с местоположением судна, включающим время и координаты.

 

1.3.1. Скорость и направление ветра

Скорость и направление ветра играет важную роль в управлении судном и безопасности следования. От этого показателя зависти и скорость судна, и сохранение направления движения, и возможность выполнения специальных работ.

Ветер является одной из характеристик циклонов и антициклонов, а также атмосферных фронтов. Ветер – это горизонтальное перемещение воздушных частиц относительно земной поверхности, описываемое направлением и скоростью.

Направление ветра – это направление, откуда перемещаются воздушные частицы, которое определяется углом между географическим меридианом и направлением на точку горизонта, откуда дует ветер.

За направление принимается направление относительно севера, откуда дует ветер.

На судне направление должно измеряться в градусах с погрешностью до одного градуса.

Скорость ветра – скорость, с которой перемещаются воздушные частицы над морем (океаном). Скорость измеряется в метрах в секунду с погрешностью до 0,1м/с, также может измеряться в километрах в час или в узлах.

Во время движения судна дующий над морем истинный ветер геометрически складывается с курсовым ветром, скорость которого равна скорости судна, а направление

– курсу судна. Перемещение воздуха относительно судна во время его движения, проявляющееся в результате такого сложения, принято называть кажущимся ветром. Направление кажущегося ветра определяется либо по отношению к курсу судна, если направление ветра определяется с помощью прибора, либо по отношению к географическому меридиану, если направление определяется по компасу.

Таким образом, при измерении на судне параметром истинного ветра необходимо учитывать три основные особенности:

  • Искажение воздушного потока формой корпуса судна
  • Качка судна,   которая    может    существенно   искажать    результаты    измерений параметров кажущегося ветра
  • При движении судна его обтекает поток кажущегося ветра

В итоге определение истинного ветра на движущемся судне осуществляется косвенно – путем измерения наблюдающегося на судне ветра, а также скорости и направления движения судна.

 

1.3.2. Атмосферное давление, барические тенденции

Атмосферное давление также является одной из характеристик циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов, а точнее основополагающим фактором. Для моряка низкое давление на приборах является первым сигналом плохой погоды.

Атмосферное давление – давление, производимое атмосферой на находящиеся в ней предметы и на земную поверхность. Выражается в гектопаскалях или в миллибарах и измеряется с погрешностью до 0,2гПа.

Барическая тенденция – изменение атмосферного давления за промежуток  времени, равный 3 часам. Барическая тенденция описывается двумя параметрами- величиной и ее характеристикой. Величина барической тенденции определяется как разность между значениями атмосферного давления. Характеристика барической тенденции определяется по виду кривой, начерченной аналоговым регистрирующим устройством за период времени 3 часа, предшествующий сроку наблюдений (Рисунок 1). По кривой барической тенденции можно спрогнозировать погодные изменения. Например, если кривая представляет собой ломаную линию, то повышающуюся, то понижающуюся, это значит приближение циклона.

Рисунок 1 Характеристики барической тенденции

 

 

1.3.3. Погода в срок наблюдения и прошедшая погода

Погода – это состояние атмосферы в тропосфере и физический явления в ней. Нас же конкретно интересует процессы, происходящие в приземном или, иначе говоря, приводном слое. Погода наблюдается по двум параметрам: погода в настоящее время и прошедшая погода. Это необходимо, чтобы постоянно отслеживать динамику изменения погоды.

Погода в срок наблюдений – качественное описание состояния атмосферы океана (моря) для того, чтобы оценить возможное воздействие погоды на деятельность человека и безопасность его работы. Наблюдения за текущей погодой требуют фиксировать различные рекомендованные параметры и явления, происходящие на станции или в поле зрения станции в основной срок наблюдения. Эти наблюдения также очень важны для понимания и прогнозирования синоптических процессов, поскольку позволяют уточнить развитие атмосферных процессов в рассматриваемой точке наблюдений за погодой.

Погода в срок наблюдения имеет много характеристик, условно делящихся на 9 основных типов:

  • Погода без осадков, тумана, ледяного тумана, ледяного тумана, пыльной и песчаной бури, низовой метели или поземки в месте нахождения судна в срок наблюдения и в течение последнего часа;
  • Осадки, туман, ледяной туман или гроза в месте нахождения судна в течение последнего часа, но не в срок наблюдения;
  • Пыльная или песчаная буря, поземок или низовая метель в срок наблюдения;
  • Туман или ледяной туман в срок наблюдения;
  • Морось;
  • Дождь;
  • Твердые осадки, неливневые;
  • Ливневые осадки без грозы;
  • Гроза в срок наблюдения или в течение последнего часа.

Каждый из типов также делится на определенное количество подтипов, которых в сумме выходит 99. Они учитывают состояние облачности неба, интенсивность, вид, место и сроки наблюдаемых осадков, типы туманности, редкие гидрометеорологические явления, характеристики ветра и другие параметры.

Наблюдения за прошедшей погодой очень важны с точки зрения опасных явлений и условий погоды, которые наблюдались между сроками наблюдений или в течении последнего часа.

Прошедшая погода рассматривается по 10 основным параметрам, которые включают:

  • Ясную погоду или облачность не более 5 баллов;
  • Меняющаяся облачность – в течение рассматриваемого промежутка облачность была временами больше 5 баллов, а временами 5 баллов и менее;
  • Пасмурно или облачность более 5 баллов;
  • Песчаная или пыльная буря, поземок или низовая метель;
  • Туман или ледяной туман, или сильная мгла;
  • Морось;
  • Дождь;
  • Снег или дождь со снегом;
  • Ливневые осадки;
  • Гроза с осадками или без них.

Постоянное наблюдение за динамикой погоды очень важно, так как это поможет спрогнозировать опасности и по возможности избежать попадания в них.

 

1.3.4. Облачность

Отдельным пунктом рассматриваются облака, ярус их образования, характер развития, скорость и строение. Облака представляют собой системы взвешенных в атмосфере частиц воды в жидко-капельном или /и твердом состоянии, которые являются продуктами конденсации или сублимации водяного пара в атмосфере, при укрупнении выпадающими в виде осадков. Они переносятся воздушными течениями. Облака классифицируются по основным формам, объединяемые между собой по сходным внешним признакам и структуре.

По фазовому строению облака делятся на три группы:

  1. Водяные, состоящие только из капель радиусом 1—2 мкм и более. Капли могут существовать не только при положительных, но и при отрицательных температурах. В последнем случае капли будут находиться в переохлажденном состоянии, что в атмосферных условиях вполне обычно. Чисто капельное строение облака сохраняется, как правило, до температур порядка –10...–15 °С (иногда и ниже).
  2. Смешанные, состоящие из смеси переохлажденных капель и ледяных кристаллов при температурах –20...–30 °С.
  3. Ледяные, состоящие только из ледяных кристаллов при достаточно низких температурах (порядка –30...–40 °С).

В программу метеорологических наблюдений включено слежение за динамикой развития облаков и определение следующих характеристик облачности:

  • общее количество облаков,
  • количество облаков нижнего яруса,
  • форма облаков,
  • высота нижней границы облаков нижнего или среднего яруса (при отсутствии облаков нижнего яруса).

Количество облаков определяется как суммарная доля небосвода, закрытая облаками, от всей видимой поверхности небосвода и оценивается в баллах: 1 балл – это 0,1 доля (часть) всего небосвода, 6 баллов – 0,6 небосвода, 10 баллов – весь небосвод закрыт облаками. Количество облаков также может оцениваться по 8-ми балльной шкале  в октах.

Облака могут располагаться на различных высотах, как в тропосфере, так и в стратосфере и даже в мезосфере. Тропосферные облака обычно наблюдаются в виде отдельных, изолированных облачных масс или в виде сплошного облачного покрова. Их строение может быть волокнистым, хлопьевидным или однородным, они могут иметь сплошную или расчлененную нижнюю поверхность, быть плотными или тонкими. В зависимости от этого облака разделяются по внешнему виду на формы, виды и разновидности. Классификация тропосферных облаков по внешнему виду, используемая в настоящее время, получила название международной морфологической классификации. В соответствии с ней облака делятся на 10 основных форм. В каждой основной форме облаков различают виды и разновидности.

Высота нижней границы облаков представляет собой минимальное расстояние от поверхности земли до основания облака. Измерение высоты нижней границы облаков производится, если облака (их нижние основания) расположены не выше 2500 м над уровнем моря. Если облака расположены на разных уровнях и высоту самых низких облаков не удалось измерить инструментально, она оценивается визуально.

Наряду с морфологической классификацией облаков используется и генетическая классификация, т. е. классификация по условиям (причинам) возникновения облаков. Кроме того, облака классифицируются по их микрофизическому строению, т. е. по агрегатному состоянию, виду и размерам облачных частиц, а также по их распределению внутри облака.

В соответствии с генетической классификацией облака делятся на три группы: слоистообразные, волнистообразные и кучевообразные (конвективные). Каждая из групп имеет свои подгруппы, которые определяют влияние облаков на погоду. 

Подробное описание и классификация облаков приведена в международном документе «Атлас облаков».

 

1.3.5. Метеорологическая дальность видимости

Дальность видимости также обеспечивает безопасность навигации и зависит от погодных условий. На нее влияет туман, осадки и рефракция.

Дальность видимости может быть определенна как:

  • Наибольшее расстояние, на котором глаз еще может обнаружить первые признаки наличия визируемого объекта;
  • Наименьшее расстояние, начиная с которого исчезают последние признаки наличия рассматриваемого объекта, и становится невозможным определение его местоположения на окружающем фоне.

Дальность видимости зависит от большого числа факторов, в том числе:

  • Оптические свойства атмосферы, определяющие, с одной стороны, ослабление светового потока от объекта и фона к глазу наблюдателя, а с другой стороны, интенсивность того рассеянного света, который поступает в глаз наблюдателя от слоев воздуха, расположенных между объектом и наблюдателем, и который создает так называемую воздушную дымку;
  • Свойства визируемого объекта – его угловые размеры, форма, цвет и особенности его фотометрических характеристик (коэффициент отражения и др.);
  • Свойства фона, на котором рассматривается объект, - его яркость, цвет, отражательная способность и др.;
  • Условия освещения объекта и фона;
  • Особенности свойств наблюдателя (чувствительность глаза к восприятию яркости, цвета, контраста, его разрешающая способность и т.д.).

При выполнении наблюдений на морских судах метеорологической дальностью видимости (горизонтальной видимостью) называется:

  • В светлое время суток – наибольшее расстояние, с которого можно обнаружить (различить) на фоне неба вблизи горизонта абсолютно черный объект достаточно больших угловых размеров (более 15 угловых минут);
  • В ночное время – расстояние, на котором при наблюдаемой прозрачности воздуха такой объект можно было бы обнаружить, если бы вместо ночи был день.

Метеорологическая дальность видимости выражается в метрах, километрах, кабельтовых и милях.

Объекты, по которым наблюдатель определяет в море метеорологическую дальность видимости, могут быть как естественными, так и искусственными. Метеорологическая видимость этих объектов оценивается исторически визуально. В условиях современного развития технологий она может определяться по данным радиолокационной станции. При том это может быть сделано с экрана судовых компьютеров, на которых можно определить расстояние до любого объекта, охватываемого радиусом радиолокационных систем. Наиболее удобно в условия мореплавания за точку наблюдения выбирать другие суда.

Наблюдения за метеорологической дальностью видимости на судах следует производить с пеленгаторной палубы в направлениях, исключающих влияние на их результаты дыма из труб судна и бликов от водной поверхности.

1.3.6. Температура воздуха

Воздух, как и всякое тело, всегда имеет температуру, отличную от абсолютного нуля. Температура воздуха в каждой точке атмосферы непрерывно меняется с изменением времени.

Температура воздуха в большинстве стран измеряется в градусах. В системе измерений СИ, Международной температурной шкалы, в градусах Цельсия (°С).

Для нижних слоев атмосферы непосредственное поглощение солнечной радиации сравнительно мало. По этой причине малы и связанные с этим процессом изменения температуры воздуха. Большое значение для теплового состояния нижних слоев воздуха имеет поглощение им длинноволновой радиации земной поверхности и теплообмен с земной поверхностью путем теплопроводности.

Механизмы поглощения и излучения радиации в водных бассейнах и почве различны. Основную роль в распространении тепла в водных бассейнах играет турбулентное перемешивание, а не молекулярная теплопроводность.

Особенностью теплового режима больших водных бассейнов в холодное и теплое время года является то, что их влияние сказывается на температуре воздуха в нижних слоях атмосферы. Вблизи крупных морских бассейнов температура воздуха летом ниже, чем в более континентальных районах мира, а зимой - выше, чем вдали от них.

Влияние температуры воздуха на мореплавание проявляется в следующем:

  • Температуры в промежутке от 16 °С до 22°С считаются наиболее благоприятными для плавания;
  • Температуры, близкие к 30 °С (и более) при большой влажности, особенно в тропиках, затрудняют работу экипажа; 
  • Низкие (отрицательные) температуры затрудняют работу экипажа по ряду признаков; главным из них является обледенение судна. 

 

1.3.7. Влажность воздуха

В газообразном состоянии количество водяного пара в воздухе определяет влажность воздуха.

Процесс испарения состоит в том, что водяной пар непрерывно поступает в атмосферу в результате испарения с водных поверхностей и поверхности суши. Если испарение прекращается, то это значит, что наступает состояние насыщения водяного пара над рассматриваемой поверхностью.

Конденсация водяного пара начинается тогда, когда воздух достигает насыщения. Это чаще всего происходит в атмосфере при понижении температуры воздуха, когда с понижением температуры до точки росы и достигается состояние насыщения.

Влажность воздуха в тропосфере оценивается по состоянию насыщения водяного пара в атмосфере.

Атмосферный воздух в тропосфере и у земной поверхности, как правило, влажный. Это означает, что в его состав вместе с другими газами входит водяной пар, т.е. газообразная фаза воды Н2О. в отличие от других составных частей воздуха содержание водяного пара в воздухе меняется в значительных пределах: у земной поверхности оно колеблется между сотыми долями процента и несколькими процентами. Это объясняется тем, что при существующих в атмосфере температурах и давлениях водяной пар может переходить в жидкое и твердое состояние, а также может поступать и поступает в атмосферу в результате круговорота воды в природе и испарения с земной поверхности.

Для каждого значения температуры существует предельно возможное количество водяного пара. Когда такое количество достигнуто, водяной пар называют насыщающим (или насыщенным), а воздух, содержащий его- насыщенным.

Состояние насыщения обычно достигается при понижении температуры воздуха. Если состояние насыщения достигнуто, а температура продолжает понижаться, часть водяного пара становится избыточной и конденсируется, т.е. переходит в жидкое или твердое состояние. В воздухе возникают водяные капли или ледяные кристаллы, которые формируют облака и явления, ухудшающие видимость в атмосфере – дымки и туманы. В дальнейшем облака могут испариться, а в других случаях – капли и кристаллы облаков, укрупняясь, обеспечивают выпадение осадков на земную поверхность. Горизонтальный и вертикальный перенос водяного пара, испарение и конденсация, а также выпадение осадков приводят к тому, что содержание водяного пара в каждом объеме атмосферы непрерывно меняется.

Точка росы – точка такой температуры, в которой воздух при постоянном давлении охлажден так, чтобы водяной пар, содержащийся в нем, достиг состояния насыщения.

По   значению   температуры   и   температуры   точки   росы    можно   определить относительную влажность, отобразив взаимосвязь в виде графика.

 

1.3.8. Осадки

Осадки – все виды воды в ее жидком и твердом состоянии, которые получает земная поверхность из атмосферы. В основном это дождь или снег.

Выпадающие осадки разделяются на следующие основные типы:

  • Обложные (подтип – моросящие)
  • Ливневые
  • Смешанные

Дождь состоит из капель воды диаметром от 0,5 до 8мм. Снег состоит из сложных кристаллов. Кроме дождя и снега, из слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков при отрицательных температурах воздуха выпадает ещё крупа, снежная и ледяная. Она имеет вид округлых ядрышек диаметром от 1 мм и больше. Особый характер имеет ледяной дождь в виде прозрачных ледяных шариков от 1 до 3 мм в диаметре. Это замёрзшие в воздухе капли дождя.

Формирование обложных осадков связано с крупномасштабными вертикальными движениями воздуха, обусловленными или орографическим подъемом либо крупномасштабной горизонтальной ко конвергенцией. Выпадают они, как правило, на большой площади из облаков слоисто-дождевых и высоко-слоистых. Этот вид осадков характеризуется медленным изменением интенсивности и длительным выпадением.

Ливневые осадки образуются в кучево-дождевых облаках. Они обычно бывают интенсивными и кратковременными.

Смешанные осадки обусловлены одновременным действием упорядоченных и конвективных движений, вклад которых различен в зависимости от вида осадков.

Основной особенностью измерения осадков с борта судна является наличие турбулентных вихрей вокруг судна, которые вызывают либо уменьшение, либо увеличение количества осадков в осадкоприемнике.

В состав наблюдений входит измерение количества выпавших осадков, время начала и окончания выпадения осадков, определение вида осадков.

Количество выпавших осадков – высота слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности при выпадении осадков в условиях отсутствия их стока, испарения или просачивания. Измеряется в миллиметрах с погрешностью до 0,1мм.

Время начала выпадения осадков измеряется в часах с погрешностью до 1 мин.

 

1.3.9. Температура поверхности моря

Температура поверхности моря – это осредненная температура в слое 1 м от поверхности вода-воздух, которая измеряется с погрешностью до 0,1°С. Ее значение зависит от теплообмена между океаном и атмосферой. В прибрежной мелководной зоне, в замкнутых морях температура может быть и больше 30°С. Нижний предел зависит от температуры замерзания, которая является функцией солености морской воды.

Различие в осадке судов, скорости их хода, возможность искажения результатов измерений за счет сброса сточных вод за борт судна и другие методические погрешности затрудняют получение объективной информации о температурном режиме поверхностного слоя воды в море(океане) с борта судна. А при плавании в высоких широтах, в районах возможного замерзания поверхностного слоя воды проблема измерения температуры в переходные сезоны еще более осложняется.

Применяемый метод должен обеспечивать дистанционное измерение температуры поверхностного слоя воды на всех судах на одной и той же глубине. Среди методов измерения температуры поверхности воды: специально установленные приборы за бортом, измерение воды, поступающей на борт, забор воды ведром. Период осреднения полученного значения составляет 10 минут и все измерения должны проводиться с наветренного борта в независимости от выбранного метода.

 

1.3.10. Ветровые волны и зыбь

Ветровые волны – волны, вызванные ветром. Они подразделяются  на вынужденные (возбуждены ветром и продолжают находиться под его воздействием) и свободные (остаются после сильного ослабления или полного прекращения ветра и волны, пришедшие из области, где они зародились, в другую область, где нет ветра), их чаще всего называют зыбью.

Зыбь – это волны, распространяющиеся на акватории волнообразования, а волны, распространяющиеся при полном отсутствии ветра на акватории называются мертвой зыбью.

В океанах и окраинных морях зыбь и ветровые волны почти всегда существуют одновременно. В состав наблюдений входит измерение направления зыби, период зыби и ветровых волн, высота зыби и ветровых волн.

Период волны – интервал времени между прохождением двух смежных волн через фиксированную вертикаль.

Высота волны – превышение гребня волны над соседней подошвой на волновом профиле, проведенном в генеральном направлении распространения волн.

Направление распространения волн – направление перемещения волны, определяемое за короткий интервал времени или направление луча волны.

При отсутствии на судне приборов для измерения характеристик волнения, они измеряются визуально. На все типах судов визуальные оценки высоты ветровых волн и зыби должны проводиться с главной палубы, измерения периода волн, направления распространения зыби должны проводиться с ходового мостика или с пеленгаторной трубы. Период высота ветровых волн определяется для характерных наиболее крупных волн и только в том случае, когда высота наиболее крупных волн равна более 0,25м. При нахождении судна в дрейфе необходимо определять средний период десяти подряд идущих волн.

В открытом море могут наблюдаться несколько систем зыби, в этом случае направление их перемещение и высота определяются для двух наиболее выраженных систем.

 

1.3.11. Лед и обледенение судна

Морской лед образуется при замерзании морской воды и обычно представляет собой поля разных размеров. Морской лед подразделяется на три класса:

  • Припай или неподвижный лед, а также льды, стоящие на мели
  • Плавающий лед – отдельные льдины, поля, образующиеся в море самостоятельно или в результате разрушения припая
  • Паковый многолетний лед
  • Материковый лед в отличие от морского представляет собой ледяные горы – айсберги или их обломков различных размеров. В морях, в местах впадения рек, встречается речной или озерный лед.

Большинство характеристик состояния ледяного покрова или морского льда определяется визуально. Визуальные наблюдения проводятся в светлый период суток с крыльев ходового мостика.

Обледенение – ледяные отложения на внешних частях судна. Наблюдается два генетически различных типа обледенения: атмосферное и морское брызговое. Атмосферное обледенение наблюдается в туманах при отрицательной температуре воздуха или выпадении переохлажденных жидких осадков. Но наиболее интенсивно лед намерзает при качке судна, когда брызги, образующиеся от ударов волн о корпус, задуваются  через  бак  на  судно  и  соприкасаются  с  охлажденной     частью корпуса и устройствами.

Типичными гидрометеорологическими условиями для возникновения обледенения судов являются:

  • Температура воздуха ниже -4°С
  • Температура воды ниже +3°С
  • Скорость ветра более 10м/с

Степень обледенения судов в значительной мере зависит от типа, основных размерений судна, направления и скорости его по отношению к волне и ветру.

При    наблюдениях    за    обледенением    измеряется    толщина    отложения    льда, оценивается характеристика обледенения и определяются его причины.

 

1.3.12. Курс и скорость судна

Курс судна – угол, в плоскости истинного горизонта, между направлением на север (северной частью меридиана наблюдателя) и направлением носовой части диаметральной плоскости судна.

Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° до 360°. В зависимости от метода измерения различают:

  • Истинный курс — угол относительно истинного (географического) севера.
  • Магнитный курс — угол относительно северной части магнитного меридиана. Поскольку магнитный полюс Земли не совпадает с географическим, магнитный курс отличается на величину магнитного склонения в месте измерения.
  • Компасный курс — угол относительно северной части компасного меридиана. Компас, независимо от принципа, указывает не на истинный или магнитный север, а несколько в сторону. Компасный курс отличается от истинного на величину поправки компаса.

Скорость судна – важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая быстроту его  передвижения.  Скорость  судна  измеряется  в узлах (то  есть морских милях в час), кабельтовых в минуту, километрах в час и т. д.

На скорость судна влияет разные факторы:

  • Течение;
  • Ветер, вызывающий ветровой дрейф.

Если направление течения встречно, то скорость будет медленней или если приходится сопротивляться дрейфу, а также волнам, нагоняемым ветром в встречном направлении.

Данные о курсе и скорости судна получают по приемнику судовой навигационной системы или рассчитывают различными навигационными способами. Передача таких навигационных наблюдений может осуществляться в чисто автоматическом режиме или вручную в зависимости от средств связи.

Сегодня на каждом судне имеются гирокомпасы и приемоиндикаторы глобальных навигационных спутниковых систем, но по правилам международной конвенции СОЛАС и требованиям морского Регистра на судне установлены и магнитные компасы.

Спутниковое оборудование – это в первую очередь приемники систем GPS и ГЛОНАСС.