Отчет о производственной морской практике по программе «Плавучий университет», ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

Заключение

 

Практика исследований в области морской гидрометеорологии, прошедшая в рейсе ПУС «Мир» с 24 апреля по 8 июля 2019 года, выполнена в полном объеме в соответствии с заданием на практику.

Попутные судовые гидрометеорологические наблюдения в акватории Балтийского и Северного морей были выполнены с учетом следующих требований по конкретным разделам:

  1. Вахта неслась круглосуточно.
  2. Данные метеорологических наблюдений были согласованы и уточнены с материалами вахтенных помощников ПУС «Мир».
  3. Было отмечено местоположение судна за каждый день в пути, трех часовые точки и по необходимости часовые, указано на карте. Проведен контроль по Гринвичскому времени, которое записано в журнал, так как распорядок дня был по судовому отличному времени. Также зафиксирована скорость судна.
  4. Проведены шести часовые гидрометеорологические наблюдения, а также промежуточные трех часовые и по необходимости более частые.
  5. Проведено в каждый установленный срок визуальное наблюдение за облачностью и состоянием неба. Записана высота нижних границ облаков, их количество и характеристики, анализируя которые делались предположения по поводу движения фронтальных систем и предстоящей погоды. Также периодически фиксировалась скорость передвижения облаков. Наряду с тем проведено визуальное наблюдение за различными атмосферными явлениями и явлениями погоды такими, как осадки с характеристиками интенсивности, туманы, грозы. Определена дальность видимости визуально по точкам на горизонте, в тумане прислушивались к сигналам других судов. Также этот показатель определялся по радару. Проведены визуальные наблюдения за волнением. Отмечена высота волн и их направление. Выполнены наблюдения за ветром, зафиксирована его скорость и направление. Показатели определены с помощью анемометра, а также визуально по шкале Бофорта, в которой описано и соответствующее волнение. Также зафиксирована температура воздуха по нескольким термометрам и температура воды термометром и по сведениям с гидрометеорологических буев. Проведены наблюдения за давлением в двух единицах и за барической тенденцией.
  6. Все наблюдения занесены в судовой журнал наблюдений и гидрометеорологический журнал в коде КН-01.
  7. Были изучены и проанализированы приходящие синоптические карты, что отдельно записано в дневнике наблюдений. По ходу рейса студенты ознакомились с факсимильным приемником карт и выдаваемыми им синоптическими картами, ледовыми, температурными, картами волнения и погоды.
  8. Был проведен анализ суточного хода наблюдений.

В течение экспедиции студенты научились производить гидрометеорологические наблюдения визуально и с помощью приборов, а также использовать вспомогательную информацию, обеспечиваемую современным навигационным оборудованием.

По результатам наблюдений можно заключить, что местные гидрометеорологические тенденции не всегда соответствуют атмосферным тенденциям, наблюдаемым на больших площадях. Расхождения зачастую очень значительны. Сказываются местная география, формы берегового рельефа, течения, местные ветра и другие факторы. Все это еще раз доказывает необходимость регулярного обследования морей на гидрометеорологию и необходимости постоянного судового ведения наблюдений, особенно в принципе в опасных районах плавания.

В период рейса ПУС «Мир» были выявлены максимальные и минимальные значения атмосферных явлений. Температура за период рейса принимала максимальное значение в 28,2°, а самая низкая температура равнялась 5°. Давление поднималось до 1021 гПА и опускалось до 986,6 гПА. Зафиксированная максимальная скорость ветра была 18,1 м/с, а минимальная 0,9 м/с. Судно развивало скорость до 9,9 узлов. Дальность видимости варьировалась между 1 морской милей и 27 морскими милями.

Полученные в результате практики данные о морском метеорологическом обслуживание могут быть использованы в дальнейшем при написании ВКР в качестве обзора по гидрометеорологии Балтийского и Северного морей.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

  1. Код для составления гидрометеорологических радиограмм на судах КН-01с / ред. Фахрутдинова, - Гидрометеоиздат:
  2. Лоция Балтийского моря. Ч. 2: Южная часть моря / ред. Дьячкова, Калинина, Мизрахи, Черныш, Чумак, - ЦКФ ВМФ: 1992.
  3. Лоция Балтийского моря. Ч. 3: Западная часть моря от Ботнического залива до мыса Торхамнсудде с островами Готланд и Эланд / ред. Дьячкова, Крупина, Мизрахи, Самсоненко, Черныш, - ЦКФ ВМФ:
  4. Лоция Балтийского моря. Ч. 5: От мыса Торхамнсудде до пролива Зунд, проливы Зунд, Большой Бельт, Малый Бельт, Каттегат и озеро Венерн. Вып. 1: От мыса Торхамнсудде до пролива Зунд, проливы Зунд, Большой Бельт и Малый Бельт / ред. Дьячкова, Мизрахи, Самсоненко, Солодов, Черныш, - ЦКФ ВМФ: СПб,
  5. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 9: Гидрометеорологические наблюдения на морских станциях. Ч. 2: Гидрометеорологические наблюдения на судовых станциях, производимые штатными наблюдателями. Кн. 1: Общие методические требования к организации и обеспечению гидрометеорологических и актинометрических наблюдений на судах / - Гидрометеоиздат: СПб,
  6. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 9: Гидрометерологические наблюдения на морских станциях. Ч.3: Гидрометеорологические наблюдения, производимые штурманским составом на морских судах / отв.ред. Иванов, - 3-е изд., - Гидрометеорологическое издательство: Ленинград, 1962. -164 с.
  7. Васильев, : Что должен знать судоводитель о картах погоды и состоянии моря / - 2-е изд., - Гидрометеоиздат : Ленинград,
  8. Глухов, : Гидрометеорологическое обесепчение мореплавания : учебник: в 3 ч./ А.И. Гордиенко, А.Ю.Шаронов, В.А.Шматков, - под ред А. Ю. Шаронова, - СПб: Свое издательство, 2014. - 406 с.
  9. Никитенко, : Факсимильные передачи в судовождении / М.: Транспорт, 1977. - 104 с.
  10. Стехновский, : Справочник по навигационной гидрометеорологии / К.П. Васильев, - М.:Транспорт, 1976.- 166 с.