Отчет о производственной морской практике по программе «Плавучий университет», ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Институт «Морская академия»

Кафедра Навигационной гидрометеорологии и экологии

Арктический факультет

Отчет о производственной морской практике по программе

«Плавучий университет»

 

Составили

студенты 2 курса группы Г-221:

Парусное учебное судно «Мир»

Порт приписки Санкт-Петербург

Семиделова А.О.

Смирнова Е.С.

Лузина А.В.

 

Срок практики:

 

25.04.2019 – 08.07.2019
Проверил: 

Капитан ПУС «Мир» А.В.Орлов

Руководитель практики доцент, к.г.н.  А.Ю. Шаронов

 

Отчет составлен: 02.09.2019

Введение

Гидрометеорологические наблюдения велись исторически, так как окружающие погодные условия имеют важное значение для любой деятельности человека, а для морской особенно. От этого зависит не только сохранность перевозимого товара, но и самое главное плавсредства и экипажа, а также финансовая сторона морских  путешествий, возможность выполнения различных инженерных работ на просторах океанов или морей.

Изначально    все    строилось    просто    на    визуальных    наблюдениях,          которые сохранялись, как заметки моряков и наброски береговых линий. Со временем появились специальные приборы, а заметки превратились в специальную литературу, дополняющую информацией навигационные карты. На сегодня наблюдения ведутся целым рядом организаций по всей земле, и поддерживается всеобщее информационное сообщение. Вместе с тем существуют гидрометеорологические характеристики всех водных объектов. Несмотря на это, гидрометеорологические наблюдения на судах необходимо регулярно вести и сегодня. Во-первых, существующую навигационную информацию необходимо    постоянно   обновлять,   так  как  происходят  климатические изменения, тектонические движения и, к сожалению, загрязнение окружающей среды, что тоже меняет условия плавания судов. Во-вторых, погодные условия зависят от многих различных факторов, поэтому информация, приходящая со спутников или от ближайших гидрометеорологических  станций,  может недостаточно    точно  описывать гидрометеорологию района. Также наблюдения в месте нахождения необходимы и для различных гидрографических, изыскательских, океанологических и других работ.

Вследствие этого была предпринята научно-исследовательская экспедиция в составе парусного Учебного судна (ПУС) «Мир», которая проводилась студентами 2 курса Арктического факультета (АРФ) в рамках практики «Плавучий Университет».

Для успешного проведения работ в экспедиции были проведены проверки всего необходимого оборудования, а также его наличия. В частности, барометра, барографа, анемометра, термометров, компасов, ветрочета, радионавигационного оборудования, коллекции карт.

Актуальность проблемы обусловлена получением практических навыков студентами в реальных условиях плавания парусного фрегата «Мир», а также гидрометеорологическим сопровождением рейса парусника для обеспечения безопасности плавания в Балтийском и Северном море в период с 24 апреля по 8 июля 2019 года.

Следует отметить, что ранее студенты-гидрографы АРФ не проводили такие работы, а также на ПУС «Мир» до этого не проводились гидрометеорологические наблюдения с борта судна в таком расширенном формате.

Подобные научно-исследовательские работы ранее были организованы коллегами ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – студентами и сотрудниками САФУ имени М.В. Ломоносова в рамках программы «Плавучая лаборатория».

Цели исследования:

  1. Изучить вопросы планирования рейса с учетом гидрометеорологических факторов.
  2. Подготовить гидрометеорологическое сопровождение рейса ПУС «Мир».
  3. Изучить гидрометеорологические условия плавания в Балтийском и Северном море в период с мая по июль.
  4. Составить гидрометеорологический очерк района плавания.
  5. Подготовить отчет о практике выполнения попутных судовых гидрометеорологических наблюдений.

Задачи:

  1. Организация вахты            выполнения            попутных            судовых гидрометеорологических наблюдений.
  2. Согласование, определение и фиксация времени и места движения судна.
  3. Проведение наблюдений в установленные сроки: 0, 3, 6, 12, 15, 18, 21 24(0) UTC.
  4. В каждый из установленных сроков производить следующие гидрометеорологические наблюдения: визуально за состоянием моря и облачностью, осадками, туманами, атмосферными явлениями погоды, метеорологической дальностью видимости, волнением, ветром – с помощью анемометра и по шкале Бофорта, температурой воздуха с помощью судовых термометров, атмосферным давлением с помощью барометра-анероида и барографа.
  5. Записывать показания в журнал для записи судовых гидрометеорологических наблюдений – КГМ-15.
  6. Проводить анализ карт погоды и синоптической информации.
  7. Проводить анализ суточного хода метеорологических параметров.

1. Подготовка к экспедиции

С 24 апреля по 08 июля 2019 года, студентки Арктического факультета Института

«Морская академия» ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» отправились в морскую экспедицию на борту ПУС «Мир», с целью проведения научно- исследовательской работы. В задачи было поставлено выполнение гидрометеорологических наблюдений в акватории Балтийского и Северного морей для установления реальных погодных условий в это время года.

Перед стартом экспедиции были проведены подготовительные работы: рассмотрение технико-эксплуатационных характеристик судна, ознакомление с гидрометеорологическими условиями района плавания, изучение курса морской гидрометеорологии, методологии проведения метеорологических наблюдений на судах, выявление необходимого оборудования для выполнения исследовательских измерений и их дальнейшей обработки.

1.1. Характеристики судна

Научно-исследовательская экспедиция совершалась на парусном учебном судне

«Мир» типа трехмачтовый фрегат. Судно построено в ноябре 1987 года на верфи в Гданьске. Основные характеристики:

- длина – 108,6м;

  • ширина – 14,0м;
  • высота борта – 10,65м;
  • осадка – 6,6м;
  • грузоподъемность – 677т;
  • дедвейт – 761т.

«Мир» имеет полное парусное вооружение, а также дизельный двигатель ZULZER AL20/24 мощностью 2*490кВт. Судно имеет два якоря Холла по 1500 кг. Оснащено спасательными плотами в количестве 12 штук вместимостью по 20 человек и 8 штук вместимостью по 25 человек.

Управление плавсредством осуществляется с помощью гирокомпаса Northrop Grumman Sperry Marine “Navigat X MK2”. Также по требованиям Российского морского регистра судоходства на судне имеется магнитный компас Saura Reiki Seisakusho “SR- 165”. Помимо того имеется лаг, эхолот и система САРП и ряд других технических навигационных средств.

1.2. Характеристики акватории

Научно-исследовательский поход «Плавучего университета» проходил в водах Балтийского и Северного морей. Для предварительного ознакомления с гидрометеорологическими условиями района плавания были изучены справочные пособия. Такие пособия бывают справочные и расчетные.

Справочные пособия содержат общие режимные сведения о гидрометеорологических параметрах, их повторяемости и вероятности наблюдения того или иного значения. К таким пособиям относятся гидрометеорологические очерки лоций, карты и атласы, атласы физико-географических данных, атласы отдельных гидрометеорологических параметров, атласы гидрометеорологических условий плавания судов морского флота, специальные пособия, гидрометеорологические обзоры.

Расчетные пособия позволяют определить или рассчитать по конкретным условиям и месту на определенный момент или период времени значение параметра. К таким пособиям относятся атласы и таблицы приливно-отливных колебаний уровня и течений, расчетные таблицы волнения.

При составлении справочных и расчетных пособий применяются статистический, синтетический и расчетный метод.

Сущность статистического метода состоит в том, что такие пособия готовятся путем статистической обработки длительных рядов наблюдений гидрометеорологических параметров. В результате получают средние и вероятные значения этих параметров.

При синтетическом методе выполняют специальную обработку материалов непосредственных наблюдений над гидрометеорологическими элементами, которая позволяет выделять отдельные составляющие и характеризовать их по величине и виду.

Расчетный метод позволяет составлять такие навигационные гидрометеорологические пособия, в которых гидрометеорологические элементы имеют вполне определенные значения, отнесенные к определенному моменту времени. При этом методе используют различные теоретические и эмпирические формулы.

Наиболее полную общую информацию о районе плавания дают гидрометеорологические очерки лоций, которые и были изучены. Это раздел в лоции, в котором приводится краткая информация по метеорологическим и гидрологическим явлениям данного моря или части океана. Приведены характерные значения температуры и влажности воздуха по сезонам года, характеристики ветров и штормов, сила и пути ураганов. Указаны климатические зоны, типы погоды, возможность появления таких особых условий, как грозы, метели, рефракция, изменение радиолокационной наблюдаемости. 

В дополнение приводятся специальные таблицы со статистическими данными, как средняя скорость ветра, число дней с туманами и т.д. Также описываются приливы, течения, колебания уровня моря.

Экспедиция проводилась с 27 апреля по 8 июля, поэтому нас интересовали характеристики районов плавания в конце весны и в начале лета.

Балтика как раз наиболее благоприятна для навигации в этот период, так как не покрыта льдами, самый ранний лед появляется в ноябре, а тает к середине апреля полностью, и все гидрометеорологические показатели менее суровые.

Зачастую угрозу безопасности плавания судов, особенно малых, создает обледенение судов, но весной и летом оно не наблюдается. Так как обледенение судов происходит в основном в результате низких температур, холодного ветра и сильного волнения, от которого распространяются брызги. Также причиной обледенения бывают переохлаждённые осадки и туман, и при парении моря.

Балтийское море расположено в умеренной климатической зоне, для которой свойственны небольшие суточные и годовые изменения температуры, высокая влажность, значительная облачность и частые осадки в течение всех погодных сезонов. При том, весна в этом районе довольно холодная и затяжная, а лето прохладное, со значительной облачностью.

Географическое расположение моря, определяет некоторые закономерности, влияющие на погодные условия над водной поверхностью. Например, при движение континентального арктического воздуха над бассейном Балтийского моря ветер имеет северо-восточное направление со средней скоростью 7 м/с. Облачность небольшая, как и осадки, а температура воздуха летом до 12˚С. Когда же приходят теплые сухие воздушные массы умеренных или тропических широт с юга-востока преобладают ветра со скоростью до 15 м/с, но с той же картиной в плане облачности и осадков. Зато температура в этом случае поднимается до 30˚С. Помимо того влияние оказывает и западное соседство с Атлантикой. При движении воздушных масс с севера, которые встречаются чаще всех остальных, ветер соответствующего направления приобретает скорость 10-15 м/с и происходят массивные облакообразования кучевых форм, температура до 15˚С. Юго- западный ветер несет влажный морской воздух, вызывающий похолодание, порывистый ветер до 20 м/с, сильную кучевую облачность и частое образование туманов, температура 16-20˚С. Неустойчивые слабые ветра и незначительную облачность несут континентальные воздушные массы умеренных широт. Погода характерна теплая с непродолжительными дождями, грозами. 

Вдобавок к тому, свое влияние оказывают глубокие циклоны, образующиеся или проходящие над морем. Они несут ветра со скоростью около 15 м/с, облака, закрывающие все небо и обложные осадки, которые периодически заменяют кратковременные ливни с грозами и шквалами.

Правда, для западной части Балтийского моря, а именно проливов Зунд, Большой и Малый Бельт, Каттегат и Скагеррак, свойственны особые условия. Так при прохождении немного севернее этих субъектов циклона, здесь дуют юго-западные и северо-западные ветра, устанавливается облачная погода с похолоданием и обильные осадки. Антициклон, локализующийся над Северной и Восточной Европой, несет ветра с юго-восточным и северо-восточным направлениям, облачное небо и редкие неинтенсивный осадки, что наиболее характерно весной.

В период рейса ПУС «Мир» штормы наблюдаются редко, туманы нечасты, повторяемость сильного волнения невелика. Температура воздуха к этому моменту устанавливается положительная и к июлю достигает своих максимальных значений для акватории Балтийского моря в 15—18 °С. Абсолютный максимум температуры, установленный в июле 36°С (порт Стокгольм).

Относительная влажность воздуха повсеместно значительная, но в эти месяцы минимальная (в среднем 60—75 %). Суточные колебания невелики около 3-10%. Наибольшее значение влажности, как правило, на рассвете, а наименьшее после полудня.

В открытом море в течение всего года почти везде господствуют ветры от W, SW и

  1. Из ветров других направлений чаще всего отмечаются ветры от N и Е, но на Финском заливе также в этот период дуют ветры с NЕ с частотой 20-30%. На юге моря часто (15- 25%) в апрель и май встречаются ветры Е направления, а в Ботническом заливе NЕ с соотношением 25-30% и NW с соотношением 15-25%.

Средняя месячная скорость ветра в открытом море весной и летом 3—7 м/с, но в период рейса она не достигает максимальной границы. В северной части Ботнического залива и пролива Скагеррак средняя месячная скорость – 2 м/с.

Суточный ход скорости ветра на побережье хорошо заметен летом: к полудню ветер усиливается, а вечером и ночью ослабевает.

Штили в открытом море отмечаются редко. Повторяемость их обычно  не находится между 1% и 8 %, но иногда в мае — июне она увеличивается до 12 %. В вершине Финского и Ботнического залива штили наблюдаются чаще до 10-25%.

Повторяемость ветра со скоростью 15 м/с и более в открытом море в этот период она не превышает 5 %. 

Среднее месячное число дней со скоростью ветра 18 м/с и более в открытом море весной и летом колеблется около 2%.

В описываемом районе возможны сильные штормы и ураганы, но не в промежуток времени похода ПУС «Мир». Зато в районе плавания довольно часто встречаются шквалы с грозами, а также бризы. Ярко выраженно бризовое движение в заливах и бухтах. Например, в Финском, Рижском и Ботническом заливах количество дней с бризом в теплое время достигает 10 дней за месяц. Морской бриз начинает развиваться около 12 часов дня и после набирает обороты аж до 8 м/с, а к вечеру стихает. Есть еще береговой бриз, но он значительно слабее и действует, наоборот, в ночное время.

На северо-западном побережье пролива Скагеррак наблюдается бриз под местным названием «solgangsver», зарождающийся на востоке с утра и закручивающийся по часовой стрелке, к вечеру дует с юго-запада.

Также в Балтийском море наблюдаются следующие виды ветров:

  • «Фён» – сухой и теплый ветер с гор, проявляется в районе глубоко вдающихся в сушу фьордов;
  • «Бернштайнвинд» – постепенно ослабевающий ветер с северо-запада, дующий с моря в сторону берегов Калининградской области, при зыби он вызывает скопление водорослей на побережье;
  • «Скай» – сухой ветер с востока, дующий на восточном побережье острова Ютландия;
  • «Фриск винд» – холодный шквалистый ветер со скоростью более 12 м/с на побережье Швеции;
  • «Хаврёг» – нисходящий шквалистый ветер во фьордах Норвегии, вызывающий дымку и парение моря;
  • «Хоггал» – холодный и сырой ветер с моря, встречающийся в летний период на побережьях Норвегии.

Туманы в описываемом районе нередкое явление. В открытом море повторяемость их 1—5 %. На побережье среднегодовое число дней с туманом колеблется от 20 до 70, только в районе порта Стокгольм уменьшается до 13. Однако с мая по август число дней с туманом сравнительно мало.

В целом в Балтийском море наблюдаются три вида туманов:

  1. Адвективные
  2. Радиационные
  3. Туманы испарения  

Суточный ход туманов выражен довольно четко: чаще всего они появляются ночью и утром, реже — в послеполуденные часы, что особенно характерно для лета.

В открытом море наблюдаются преимущественно адвективные туманы, отличающиеся большой устойчивостью и значительной вертикальной мощностью. На побережье чаще всего отмечаются радиационные туманы.

В течение всего года почти повсеместно преобладает видимость более 5 миль, повторяемость которой иногда достигает 80—95 %. Наилучшая видимость в июне. Повторяемость видимости 2 мили и менее в апреле, мае 8—12 %, в июне — июле 3—5 %.

Ухудшение видимости весной и летом обусловлено туманами. Кроме того вблизи мегаполисов и промышленных городов видимость ухудшается из-за задымленности и запыленности воздуха. В некоторых случаях причиной ухудшения видимости становится мгла, вызванная лесными пожарами.

Средняя месячная облачность в описываемом районе колеблется от 5 до 8 баллов. В год в среднем 115-170 пасмурных дней. Наиболее пасмурным районом является Финский залив, там этот показатель возрастает до 190-220 дней. В период рейса ПУС «Мир» в соотношение пасмурные дни, то есть с облачностью от 8 до 10 баллов, составляют приблизительно 20—40 %.

Ясная погода, облачность 0—2 балла, довольно редкое явление и проявляется в среднем в 22 -74 дня в году. Повторяемость ясного неба в открытом море колеблется от 10—20 до 40 %, причем в мае, июне и июле она несколько больше, чем в другие месяцы. Среднее месячное число ясных дней на побережье и островах с апреля по июль колеблется от 2 до 12.

Весной и летом чаще всего отмечаются кучевые и кучево-дождевые облака. Облачность в районе Балтийского моря в значительной мере зависит от направления ветровых потоков.

Облачность в описываемом районе в значительной мере зависит от направления ветра. Наибольшая облачность бывает при ветрах от S до Е. При ветрах от W, NW и N облачность незначительная.

В районе пролива Скагеррак при ветрах от SE, S и SW наблюдается сплошная облачность; при ветрах от N, NW и NE отмечаются прояснения. Так, в районе маяка  Оксёй при ветрах от SE облачность составляет 9 баллов, а при ветрах от NW — только 4 балла. 

Среднее годовое количество осадков в описываемом районе изменяется в основном от 500 до 800 мм, а у западного входа в пролив Скагеррак оно возрастает до 890—1340 мм. В период рейса ПУС «Мир» осадков не так много, как в другие месяцы.

С мая по июнь среднее месячное количество осадков в большинстве пунктов 20— 50 мм, лишь у западного входа в пролив Скагеррак 60—95 мм.

Среднее годовое число дней с осадками колеблется от 140 до 190. Среднее месячное число дней с осадками изменяется в широких пределах: от 9 до 20.

Местные признаки погоды. Наиболее характерны следующие признаки изменения погоды:

  1. Падение атмосферного давления на 3—4 гПа и более в течение 3 ч предвещает шторм;
  2. Заметное движение перистых облаков от западной половины горизонта предвещает наступление ветреной дождливой погоды. Если вслед за этим небо покрывается пеленой перисто-слоистых облаков, вероятность ухудшения погоды увеличивается;
  3. Появление зыби при слабом ветре указывает на приближение шторма. По мере приближения шторма зыбь усиливается;
  4. Быстрое движение облаков при слабом ветре у поверхности земли указывает на приближение шторма; направление усилившегося ветра будет совпадать с направлением движения облаков;
  5. Появление летом на горизонте кучевых облаков в виде башен или наковален предвещает усиление ветра, грозу и шквал;
  6. Усиление ветра от SE при быстром падении атмосферного давления в восточной и северной частях моря указывает на приближение циклона.

К особым метеорологическим явлениям в Балтийском море относятся грозы, метели, смерчи, миражи и рефракции.

Грозы наблюдаются довольно редко, но в период рейса ПУС «Мир» они встречаются чаще. Среднегодовое число дней с грозой изменяется от 3 до 27. Во многих районах грозы бывают не каждый год. Среднемесячное число дней с грозой 1-6. Летом обычно грозы сопровождаются ливнями и шквалами.

Смерч – это вихрь, обладающий большой разрушительной силой и имеющий вертикальную или изогнутую ось диаметром несколько десятков метров. Давления воздуха в нем понижено. Смерч имеет вид темного облачного столба. В описываемом районе смерчи наблюдаются редко. Последний раз наблюдался 37 лет назад. 

Весной на море часто прослеживается рефракция. При рефракции предметы видны с гораздо больших расстояний, чем в обычных условиях, берег кажется значительно ближе, чем в действительности, предметы как бы увеличиваются, приподнимаются.

Признаком появления рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта, а также мгла. При большой прозрачности воздуха и аномальной рефракции в районе Балтийского моря наблюдается «зеленый луч»: при восходе и заходе солнца в результате рассеивания лучей коротковолновой части спектра остается виден только один изумрудно-зеленый луч. Также, зачастую, можно наблюдать темную нижнюю поверхность облаков на горизонте, отмечающуюся над открытом морем. Это явление носит название «водяное небо».

Гидрологический режим описываемого района характеризуется хорошо развитыми ветровыми течениями, преобладанием волн высотой до 2 м, относительно невысокой температурой и малой соленостью воды.

Гидрологический режим проливов довольно своеобразен. В результате водообмена между Северным и Балтийским морями в проливах образуется система двухслойных течений. В поверхностном слое основной поток, направленный из Балтийского моря в Северное несет с собой менее соленые и менее плотные воды. В глубинных слоях наоборот.

Колебания уровня и приливы. В описываемом районе наблюдаются сгонно- нагонные, сезонные, сейшевые и приливные колебания уровня.

Сгонно-нагонные колебания уровня зависят от продолжительности, направления и скорости ветра. Устойчивые ветры какого-либо направления могут вызвать в одном месте нагон воды, в другом — сгон. Так, на участке от Стокгольмских шхер до пролива Кальмарсунд устойчивые ветры от N и NE повышают уровень воды, а ветры от S и SW — понижают. В проливе Форёсунд нагон воды наблюдается при устойчивых ветрах от N и W, а сгон — при ветрах от S и Е. Величина сгонно-нагонных колебаний уровня в открытых районах всегда меньше, чем в проливах, узких бухтах и заливах. Так, у открытого побережья величина этих колебаний редко превышает 0,5 м, а в вершинах заливов, в шхерах, бухтах и устьях рек она может достигать 1,5—2 м и более. В Балтийском море эти явления наблюдаются с сентября по апрель, то есть не входят во временной период рейса ПУС «МИР».

Сезонные колебания уровня зависят главным образом от материкового стока, а также от ветра и изменения атмосферного давления. В годовом ходе эти колебания имеют два максимума (в августе — сентябре и в декабре — январе) и два минимума (в марте — мае и в октябре — ноябре). Величина сезонных колебаний составляет в среднем 0,2 м.

Сейшевые колебания уровня вызываются преимущественно резким изменением атмосферного давления. Величина их обычно не превышает 0,3 м, а период в среднем 23— 24 ч. Разновидностью сейш являются волны «Зеебер» - внезапно появляющиеся длинные волны, при которых отмечается быстрое повышение уровня. Причиной их возникновения являются грозовые шквалы или проходящие фронты.

Приливные колебания уровня в Балтийском море из-за его слабой связи с океаном и сравнительно малых размеров невелики; приливы здесь носят неправильный полусуточный характер. Средняя величина прилива как правило не превышает 0.2м.

Течения в Балтийском море представлены в основном постоянными и ветровыми течениями.

Постоянное поверхностное течение в северной части описываемого района образуется от слияния двух течений, одно из которых выходит из Финского залива, а другое — из Ботнического. После соединения этих течений общий поток, огибая остров Готланд с двух сторон, направляется на SW и через проливы выходит в Северное море.

Течение, идущее вдоль восточного берега моря на N, в районе параллели 58° сев. широты делится на две ветви: одна продолжает идти на N, NE, а другая поворачивает на NW, W и в районе острова Готланд сливается с потоком, идущим на SW. Между восточным побережьем моря и островом Готланд, а также между западным побережьем моря и этим же островом наблюдаются циркуляции вод против часовой стрелки.

Ветровые течения в открытых частях района обычно совпадают по направлению с ветром. При ветрах от SW со скоростью 6—12 м/с наблюдается течение, идущее вдоль западного берега Балтийского моря на NE и Е со скоростью от 0,1—0,4 до 0,7—1,0 уз. При ветрах от NE, дующих с такой же скоростью, течение направлено вдоль этого берега на SW со скоростью 0,3—1 уз.

При ветрах со скоростью 19—23 м/с и более скорость течений в заливах, бухтах, а также в проливах и узкостях значительно возрастает. Так, в районе Стокгольмских шхер и в проливе Кальмарсунд скорость течений при таких ветрах достигает 2 уз и более. В открытом море наибольшая скорость течений при ветрах со скоростью 19—23 м/с достигает 1,5 уз.

Волнение.

В течение всего года преобладают волны высотой до 2 м; суммарная повторяемость их 70-100 %.

Волны высотой 2—б м (с апреля по июль) имеют повторяемость 4-12 %. Очень сильное волнение (высота волн 6 м и более) отмечается крайне редко; повторяемость его не превышает 1%.

Максимальная высота волн достигает 16 м, а длина 140— 160 м. Преобладающий период волн менее 5 с.

Волнение приходит чаще всего от юго-западной, западной и южной четвертей горизонта, но в мае — июле нередко встречается волнение от северо-восточной четверти горизонта.

Зыбь в Балтийском море наблюдается редко, как раз летом. Преобладающее направление зыби от юго-запада, а весной иногда с севера.

В проливах местами возможна толчея. Температура, соленость и плотность воды.

Температура поверхностного слоя моря имеет наибольшие средние месячные значения в июле — августе (14—16 °С).

Соленость поверхностного слоя моря в течение всего года 5,6—7 ‰. Плотность поверхностного слоя моря изменяется от 1,0035—1,0045 в августе.

Для качественного проведения наблюдений в рейс были взяты некоторые гидрометеорологические и другие смежные пособия. Во время экспедиции на судне ПУС «Мир» для работ по плану «Плавучего университета» использовались:

  • Гидрометеорологические очерки лоций Балтийского моря, проливов Скагеррак и Каттегат, Северного моря, пролива Ла-Манш
  • Справочное пособие «Таблицы приливов», по которым можно было прогнозировать направление течения и усиление, уменьшение волнения. В таблицах приводятся данные о времени и размерах приливов
  • Справочная информация с таблицами шкалы волнений, шкалы Бофорта, данных для перевода скорости из узлов в метры в секунду, из гектоПаскалей в миллиметры ртутного столба и т.д.
  • «Атлас облаков». Дает полное описание всех видов облаков, их свойства, структуру, способы образования, вмести с иллюстрацией и классификацию
  • Код КН-01 судовых факсимильных передач
  • Международная символика для морских карт погоды, волнения, ледовых карт
  • «Admiralty. List of Radio Signals»