Образовательная и исследовательская деятельность курсантов во время плавательной практики на борту Парусного учебного судна «Мир» — 2020

Плавательная практика проходила в Финском заливе и Балтийском море в условиях стабилизации эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции со строгим соблюдением санитарно-гигиенических норм. Но отсутствие портов захода и традиционных парадных мероприятий парусных регат и фестивалей позволило максимальным образом целенаправленно сконцентрироваться на учебном и исследовательском процессе в рейсе.

С целью выполнения программы практики в аудитории согласно расписанию ежедневно проводились учебные занятия в соответствии с журналом регистрации практической подготовки: конструктивные особенности учебного парусника и его тактико-эксплуатационные характеристики, судовые устройства (якорное, швартовое, рулевое, грузовое), основы навигации и мореходной астрономии, информация по безопасности в виде символов, знаков и аварийно-предупредительной сигнализации, целесообразность установления мест сбора, инструкция по правильному использованию спасательного жилета и гидрокостюма, действия в аварийных ситуациях и по тревогам (человек за бортом, общесудовая, шлюпочная), расположение и состав противопожарного инвентаря, судовые системы (пожаротушения, балластно-осушительная, питьевой и забортной воды, топливная, вентиляции и кондиционирования воздуха, использование систем морской радиосвязи, принцип работы спутниковых аварийных буёв и транспондеров, правила предотвращения загрязнения моря, процедуры сбора, хранения и сдачи мусора, организация вахтенной службы, охрана судов и портовых средств.

Программа практики курсантами и студентами ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова выполнена полностью.

 

 

Основная тематика программы практики объяснялась старшим руководителем практики, но дополнительно к учебным занятиям привлекались и члены экипажа: старший учебный помощник, второй помощник, помощник капитана по радиоэлектронике, третий механик, второй механик, судовой врач.

Проводились практические занятия с навигационным секстаном по измерению высот светил и определению поправки индекса.

Кроме того, были проведены ознакомительные занятия в учебной штурманской рубке с демонстрацией электронных средств современной навигации.

Отдельно рассмотрены вопросы особенностей применения в современных условиях электронных карт.

Инициативная группа курсантов в свободное личное время помогала с корректурой карт и пособий третьему помощнику капитана на мостике.

Во время плавательной практики ежедневно неслась трехсменная круглосуточная вахта: на фок-мачте 04:00–08:00/16:00–20:00, на грот-мачте 00:00–04:00/12:00 –16:00, на бизань-мачте 08:00–12:00/20:00–24:00.

В вахтенные часы на мостике курсанты привлекались к выполнению гидрометеорологических наблюдений под руководством дипломированных помощников капитана в рамках исследовательской программы «плавучие университеты».

 

 

Практикующие судоводители и преподаватели воспитывали в практикантах важную составляющую успеха работы современного торгового флота на основе правильного понимания и учёта состояния погоды. Поэтому для эффективного обеспечения безопасности мореплавания с самых первых шагов освоения штурманской специальности необходимо было тренироваться для приобретения практического опыта в вопросах изучения закономерностей развития физических процессов, происходящих в морской атмосфере и гидросфере для точной оценки опасных для мореплавания гидрометеорологических условий плавания, научиться умению использовать в практической работе гидрометеорологические справочные пособия, хорошо разбираться в интерпретировании фактических и прогностических карт погоды, знать существующий порядок оперативного обслуживания судов по предоставлению информации о погоде в географическом районе маршрута перехода. В первую очередь на парусном судне курсанты учились определять направление и силу ветра как при помощи современного электронного ветрочёта, так и старыми проверенными практическими способами.

 

 

Помимо этого, выполнялись все стандартные гидрометеорологические наблюдения: измерение температуры окружающего воздуха и морской воды, определение атмосферного давления и исследование барической тенденции, фиксирование моросящих, обложных и ливневых осадков, оценка силы шторма по шкале Бофорта, состояния моря и направления зыби, измерение размаха бортовой качки по кренометру, классификация облаков с использованием специализированного атласа.

Курсанты записывали все результаты погодных наблюдений в формуляр ежедневных данных о рейсе. Каждый день нахождения в море в полдень вахтенный курсант информировал весь экипаж о погодных условиях и обстоятельствах рейса по общесудовой трансляции.

 

 

На первых порах не обходилось без курьёзов.

Однажды прозвучало смешное объявление в позиции пройденного расстояния, когда вместо морских миль были озвучены миллиметры, по аналогии с объявлением значения давления 762 мм ртутного столба. Ошибку спровоцировало условное сокращение из формуляра. Шаблон формуляра впоследствии был скорректирован во избежание повторения ошибки.

Акцентировалось внимание будущих судоводителей на объективном понимании признаков ухудшения или сохранения хорошей погоды. Несмотря на то, что практика проходила преимущественно в летний период при отсутствии реальных штормов, теоретически рассматривались правила расхождения с тропическим циклоном в Северном полушарии с объяснением такого феномена как глаз бури и предоставления рекомендаций по уклонению от наиболее опасного штормового сектора.

В августе в южной части Балтийского моря все члены экипажа стали очевидцами такого редкого погодного явления, как зелёный луч, когда при заходе Солнца морская атмосфера выполняет роль призмы с разложением солнечного света в зелёный спектр. Визуально это воспринимается как кратковременный всплеск зелёного луча над горизонтом из последней точки заходящего Солнца. В старых морских традициях наблюдение зелёного луча считается талисманом удачи и доступно только внимательным и терпеливым наблюдателям.

Плавание в открытом море требует тщательной подготовки, так как море никогда не прощает ошибок. Изучение учебников и методических указаний, аудиторные занятия в университете в какой-то мере порождает абстрактное восприятие морской действительности. Только плавательная практика позволяет каждому курсанту воочию убедиться в правильном понимании теоретических основ профессии и максимально быстро усвоить практикантами азы будущей профессии.