Плавучий университет на судне «Академик Сергей Вавилов» исследует морские карбоновые полигоны

30 июня 2021 года из Калининграда отправился в рейс научно-исследовательское судно «Академик Сергей Вавилов». На его борту пройдут 51 комплексная научная экспедиция и IV Международная летняя школа «Береговая зона моря: управление, исследования и перспективы». Совместная работа ученых и студентов пройдет в формате Плавучего университета.

Организаторами Плавучего университета стали базовая кафедра географии океана БФУ им. И. Канта и Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (АО ИО РАН). Экспедиция проводится в рамках морского консорциума Балтийского Федерального университета, Дальневосточного Федерального университета и Севастопольского государственного университета.

Участниками Школы стали 34 студента и 17 преподавателей из разных вузов страны и научных организаций. Студентов на борту научно-исследовательского судна ждет интенсив, состоящий из лекций и мастер-классов, посвященных вопросам экологии и природопользования. Планируется проведение деловой игры по морскому пространственному планированию.

В работе Школы участвуют представители Балтийского Федерального университета им. И. Канта, Калининградского государственного технического университета, Атлантического отделения Института океанологии РАН, Российского гидрометеорологического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А. П. Карпинского, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Пермского государственного национального исследовательского университета, Дальневосточного Федерального университета, Северного Арктического Федерального университета, Астраханского государственного университета, Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, Севастопольского государственного университета, Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского и Морского гидрофизического института.

Мастер-классы также будут проводить представители инженерной компании ООО «Фертоинг», выполняющей морские изыскания. А представители Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Музея Мирового океана подготовили лекции по истории научных экспедиций.
При высадке на остров Большой Тютерс участники экспедиции увидят, как выполняется дистанционное зондирование земной поверхности с помощью лазерных технологий. В состав программы также войдет поисково-исторический блок, основанный на участии компании в экспедициях по поиску и обследованию судов, затонувших в годы Великой Отечественной войны.

 

 

Одновременно на борту НИС будут проводиться комплексные судовые работы на морской площадке карбонового полигона БФУ им. И. Канта.

Будут определены:

- содержание в осадках углеводородных газов, биомасса и таксономический состав бентоса;
- температура и соленость воды, скорость первичной продукции фитопланктона, седиментационный поток органического углерода из слоя фотосинтеза ко дну моря;
- содержание в воде растворенных газов (углекислого газа, метана, сероводорода, кислорода), потоки углеводородных газов на границах «вода-дно» и «вода-атмосфера», рН, прозрачность воды;
- содержание биогенных веществ и органической взвеси;
- биомасса и таксономический состав водной биоты (фито-, бактерио- и зоопланктона).

Молодые ученые и студенты приобретут уникальный экспедиционный опыт. Кроме того, они узнают, как правильно написать заявку на грант, рассказать о своем исследовании. Смогут обсудить направления дальнейшей научной работы с ведущими российскими учеными.

В рамках работы Школы пройдет круглый стол «Плавучие университеты» с участием представителей Минобрнауки РФ, БФУ им. И. Канта, АО ИО РАН, НИУ ВШЭ и САФУ. Будут обсуждены вопросы организации плавучих университетов и возможности использования научных судов в качестве мобильных морских студенческих кампусов.

Максим Демин, кандидат физико-математических наук, проректор по научной работе БФУ им. И. Канта:

БФУ им. И. Канта и АО ИО РАН уже четвертый год проводят Международную летнюю школу для молодых исследователей со всей России. Однако экспедиция 2021 года, я уверен, положит начало новому направлению развития в совместной исследовательской деятельности университета и научной организации. Дело в том, что сейчас БФУ им. И. Канта в тесном сотрудничестве с АО ИО РАН разрабатывает стратегию создания и развития на территории нашего региона карбоновых полигонов. И одной из таких карбоновых площадок мы заявляем ключевую точку исследований предстоящей экспедиции – Гданьскую впадину (участок территориального моря Российской Федерации вблизи от побережья Калининградской области).

 

 

Что такое карбоновые полигоны? Это природные площадки, на которых проводится полевой анализ территории для расчета биомассы, видового состава растений и состояния почв. Сбор информации ведется при помощи космических и беспилотных систем, наземных сенсоров. Весь полученный массив данных анализируется с использованием машинного обучения для построения моделей, позволяющих экстраполировать сведения об углеродном балансе эталонной площадки на другие территории. Карбоновый полигон позволяет отработать комплекс научных и технологических решений для создания системы достоверного учета поглощения и выбросов парниковых газов. А также собрать массив экспериментальных данных для разработки уточненной методики оценки углеродного баланса природными экосистемами.

Мы проектируем карбоновые полигоны именно в формате научно-образовательных площадок.

Лейла Баширова, кандидат геолого-минералогических наук, зам. директора по научной работе АО ИО РАН, старший научный сотрудник лаборатории морского природопользования кафедры географии океана БФУ им. И. Канта:

Изучение морей и океанов не может происходить в традиционных аудиториях. Плавучие университеты позволяют готовить молодых специалистов для науки и для индустрии в реальной среде, где им предстоит трудиться – в море. А отсутствие мобильной связи на научном судне позволяет обеспечить полное погружение в научно-образовательную работу.

Александр Милкус, координатор Ассоциации плавучих университетов России, зав. лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ, обозреватель ИД «Комсомольская правда»:

- В этом году при поддержке Минобрнауки, индустриальных партнеров и региональных властей будут работать четыре больших плавучих университета. Три из них в Арктике – Арктический плавучий университет САФУ, Плавучий университет МФТИ - Института океанологии РАН и Плавучий университет МГУ. На Балтике в формате Плавучего университете пройдет 51 комплексная научная экспедиция и IV Международная летняя школа.

 

Еще несколько Плавучих университетов этим летом организованы на Волге и на Байкале.

Движение развивается с каждым годом. С каждым годом в нем участвует все больше студентов и молодых исследователей. Понятно, что базой для развития такой формы обучения должны стать, а по сути, уже стали, российские вузы. Конечно, в содружестве с научными институтами. Плавучий университет – это не разовое мероприятие, а особая образовательная программа. Во время экспедиции на НИС «Академик Сергей Вавилов» планируется подготовить универсальную образовательную программу, которую могли бы использовать самые разные вузы, решившие развивать у себя формат плавучих университетов.