Издан том «Трудов Флотилии плавучих университетов» – книга об истории экспедиций по Поволжью и Прикаспию

В издательстве «Русскiй Мiръ» (Москва) вышла из печати книга «Экспедиции по Поволжью и Прикаспию. Этюды половины тысячелетия. От первых путешественников до «Флотилии плавучих университетов». Авторами выступили научный руководитель экспедиции «Флотилия плавучих университетов» А.В. Иванов (Институт географии РАН, Музей землеведения МГУ), начальник штаба экспедиции И.А. Яшков (Музей геологии, нефти и газа, г. Ханты-Мансийск) и руководитель проекта «Плавучая школа телевидения» Е.Е. Захаров (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина). Издание иллюстрировано серией черно-белых изображений исторического плана, а также крупным блоком цветных изображений деятельности экспедиции «Флотилия плавучих университетов» (2015-2021) – работами фотохудожников А.В. Сочивко, М.П. Игнатовой, А.М. Паничева, Е.Г. Романовой и других. Рецензентами книги выступили член-корреспондент РАН, доктор географических наук, профессор А.А. Тишков (Институт географии РАН, Москва); доктор исторических наук, профессор Д.Ф. Аяцков (Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина), а также доктор биологических наук, профессор А.М. Паничев (Тихоокеанский институт географии РАН, Владивосток).

 

Авторы посвятили свой труд ряду знаковых в истории экспедиционных исследований России памятных дат: 250-летию Больших Академических экспедиций (1768-1774), задуманных М.В. Ломоносовым, вдохновленных Екатериной Великой, осуществленных П.С. Палласом, И.И. Лепехиным, С.Г. Гмелиным, И.П. Фальком, И.Г. Георги и другими великими энциклопедистами; 130-летию первой научно-образовательной экспедиции по Волге (1892), организованной по принципу «плавучего университета», осуществленной под руководством академика А.П. Павлова; 100-летию старта уникального проекта – «Плавучего морского научного института» («Плавморнин») (1921), предложенного Н.И. Андрусовым в1897 году, поддержанного В.И. Вернадским и другими выдающимися учеными 20 века.

Замысел книги назрел в процессе развития авторами проекта «Флотилия плавучих университетов». Для полноценного системного представления научно-образовательному сообществу и широкой общественности основных принципов работы экспедиции ее оргкомитетом было принято решение о подготовке серии изданий – «Трудов Флотилии плавучих университетов». При этом представилось логичным в качестве первого тома позиционировать именно данную книгу, содержащую на своих страницах, помимо информации о «Флотилии плавучих университетов», также обзорные разделы о истории экспедиций в Поволжье и Прикаспии, а также очерк о истории «плавучих» проектов в мире и России. В продолжение серии готовятся тома с конкретными результатами исследований по истории науки, неотектонике, эволюции сети поселений и другим направлениям работы экспедиции.

 

 

Внимание к Волге как «аорте России» и Прикаспию как одному из ключевых природных и геополитических макрорегионов Евразии прослеживается из глубины веков – известны упоминания реки еще в работах древнегреческого географа Клавдия Птолемея во втором веке нашей эры. Более пятисот лет прошло со времен первого документированного путешествия Афанасия Никитина, четверть тысячелетия минула после плавания по Волге Екатерины Великой и работы Больших Академических экспедиций. Очевидно, что и в 21 веке значение Волги как ключевого географического и экономического объекта на континенте не уменьшилось, а, наоборот, приобрело множество новых оттенков и сюжетов. История демонстрирует значительное разнообразие подходов к организации, техническому оснащению и, главное, – к стратегии экспедиционных предприятий: от энциклопедического изучения и упорядочивания знаний о территории до синтеза исследовательской, образовательной и просветительской деятельности. Образовательные практики исходят от студентов в отрядах Больших академических экспедиций, а развиты А.П. Павловым и его школой – фактически ими положено начало на Волге ныне широко известных в мире проектов «плавучих университетов».

В книге кратко характеризуются этапы развития экспедиционной деятельности в макрорегионе (опыт первых путешественников, свершения петровской и екатерининской эпох с особым вниманием к Большим академическим экспедициям, основные комплексные специальные исследования 19 и 20 веков), мировой и российский опыт «плавучих» научных и научно-образовательных проектов, особенности миссии и организации «Флотилии плавучих университетов» — сетевого мобильного научно-образовательного и просветительского проекта, реализуемого с 2015 г. на территории Поволжья, Прикаспия, Подонья и Приуралья. Круглогодичная полевая и камеральная работа этой экспедиции гармонично сочетает в себе междисциплинарные научные изыскания; «обучение через исследования» в традициях современной мировой практики «плавучих университетов»; просвещение с непосредственным прикосновением к науке школьной молодежи, представителей власти и СМИ, жителей населенных пунктов по маршрутам следования отрядов. Результаты сотрудничества деятелей науки и искусства, культуры и музейной сферы, журналистики и краеведения представляются в виде научных и научно-популярных публикаций и фильмов, серии различных мероприятий — от Всероссийских научных конференций в ходе экспедиции до театральных полевых постановок, а также специальных «Дней Флотилии плавучих университетов» в разных городах. Издание адресовано прежде всего специалистам в области наук о Земле, а также всем интересующимся историей и методологией науки, образования и просвещения.

 

 

Книга содержит следующие основные главы и разделы. Глава «Первые географические сведения и путешествия» состоит из разделов: «От Клавдия Птолемея до Афанасия Никитина»; «Путевые заметки путешествия Адама Олеария»; «Петр I и экспедиции в Поволжье и Прикаспии». Ее хронологически продолжает глава «Экспедиции и научная картина Поволжья и Прикаспия» с разделами: «Эпоха Екатерины Великой и Большие Академические экспедиции»; «Александр фон Гумбольдт и его исследования»; «Исследования первой половины XIX века»; «Экспедиция Карла Бэра»; «Исследования второй половины XIX века»; «Поволжье и Прикаспий в исследованиях XX века». Третья глава посвящена научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов» и содержит разделы: «Проекты «плавучих университетов» в мире и России»; «Миссия и методология научно-просветительской экспедиции»; «Основные научно-образовательные направления «Флотилии плавучих университетов»»; «Основные подразделения и проекты «Флотилии плавучих университетов»»; «Популяризация научного творчества в работе экспедиции»; «Специальный мобильно-сетевой проект «Плавучая университетская библиотека»».

Книга содержит также не вполне стандартный раздел – «Мнения о «Флотилии плавучих университетов»», включающий краткие отзывы некоторых руководителей участвующих в проекте организаций и участников полевых работ. Особое место здесь занимает высказывание профессора И.Р. Плеве, возглавлявшего Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина, и изначально поддерживавшего пилотный проект «Гагаринский плавучий университет», с которого собственно и стартовала «Флотилия плавучих университетов». В 2015 году в предисловии к книге А.В. Иванова, И.А. Яшкова, А.А. Коковкина и А.П. Исаченко «Гагаринский плавучий университет. Путевые фотоочерки» ректор университета писал такие строки. «В этом году мы впервые апробировали принципиально новую форму работы и общения с широкой аудиторией любознательных людей, организовав научно-просветительскую экспедицию по Саратовскому и Волгоградскому Поволжью под названием «Гагаринский плавучий университет». В течение нескольких недель ученые и студенты СГТУ, а также коллеги из Москвы и других городов России, на двух научно-исследовательских судах под флагом Гагаринского университета, путешествуя по Волге, не просто занимались вопросами исследований и обучения, но и приглашали в этот процесс всех желающих. В населенных пунктах по ходу следования экспедиции к ним присоединялись учащиеся школ и колледжей, их учителя и родители, краеведы и журналисты. При этом ученые получили новый ценный материал, студенты обрели прочные навыки через участие в исследованиях, а все участники обогатились множеством впечатлений и знаний в процессе прикосновения к реальной работе в полевых условиях, а также во время лекций и мастер-классов прямо на борту судна, на побережье, в сельском клубе. Кроме того, коллеги, будучи представителями разных поколений – от школьника до профессора, выполнили серьезную совместную работу – пополнили учебные и научные коллекции горных пород и минералов, ископаемых остатков, растений, насекомых, нашли ряд уникальных артефактов, ныне украшающих витрины Музея естествознания СГТУ. «Гагаринский плавучий университет» дал возможность всем желающим поучаствовать в уникальном захватывающем процессе постижения научной тайны, вместе с опытными специалистами прикоснуться к науке в самом непосредственном смысле. <…> Но, конечно, самый бесценный результат состоит в том, что многие молодые люди, поучаствовав в экспедиции, усилили свою тягу к знаниям и большой науке. Некоторые из них, будучи на момент участия в путешествии учениками школ или колледжей, решили связать лучший этап в жизни каждого человека – свои студенческие годы – с Гагаринским университетом. Наверняка среди них будущие известные ученые, организаторы и руководители, чьи имена будут звучать со временем далеко за пределами нашего региона, вызывая гордость университета за своих выпускников. Когда-нибудь, став выдающимися личностями, они в мемуарах будут вспоминать тот день, когда ступили на палубу «Гагаринского плавучего университета» и отправились с ним в увлекательный путь по Волге». Хорошо видно, как много может дать конкретному университету развитие подобных экспедиционных научно-просветительских проектов, порождающих, в свою очередь, новые оригинальные проекты – примером может служить «Музей естествознания СГТУ», созданный и развившийся до серьезного научно-образовательного центра также при поддержке И.Р. Плеве именно благодаря теснейшему взаимодействию СГТУ с «Флотилией плавучих университетов».

 

 

Специальный раздел «Благодарности» занимает ряд страниц книги и наглядно показывает, насколько обширный спектр организаций и личностей вовлечены в работу «Флотилии плавучих университетов» и подготовку данной книги. Среди организаций на первом месте упоминаются «Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского» и лично его руководители В.А. Грачев и О.В. Плямина, «Ассоциация Объединенный университет имени В.И. Вернадского» и лично ее президент, профессор РАН М.Н. Краснянский и исполнительный директор А.В. Козачек, а также «Русское географическое общество». Особую персональную благодарность авторы выразили экс-губернатору Саратовской области, профессору Д.Ф. Аяцкову и ректору Саратовского ГТУ имени Ю.А. Гагарина (2009-2018), профессору И.Р. Плеве за постоянную всестороннюю поддержку «Флотилии плавучих университетов».

Несколько предварительно специально изготовленных экземпляров книги презентовались во время полевых работ «Флотилии плавучих университетов» летом 2021 года в режиме работы проекта «Плавучая университетская библиотека» – под руководством президента Приволжской книжной палаты Д.Ф. Аяцкова и коммерческого директора издательства «Русский Мир» А.В. Горохова организованы ряд мероприятий в городах Сызрани, Хвалынске, Вольске, Саратове, Камышине, а также непосредственно в полевых лагерях и на борту судов экспедиции. Серия презентаций с распространением книги планируется на Международной книжной ярмарке-фестивале «Волжская волна» (Саратов, 30 сентября – 3 октября 2021 года) (http://www.v-volna.ru/ ), в Музее землеведения МГУ (Москва, ноябрь 2021 года), Музее геологии, нефти и газа (г. Ханты-Мансийск, декабрь 2021 года).

Данной книгой авторы приглашают коллег из научно-образовательного сообщества, а также широкую общественность к обсуждению всего спектра вопросов совместного дальнейшего развития как исследований и деловых научных полевых мероприятий, так и творческих форм научно-образовательной и научно-просветительской деятельности в формате «плавучего университета».

 

 

Из преамбулы книги

В 2018 году исполнилось 250 лет со дня начала Больших Академических экспедиций, значение которых в истории науки и судьбе Российского государства еще предстоит оценить и осмыслить в полной мере. Задуманные М.В. Ломоносовым, инициированные Екатериной Великой после ее знаменитого путешествия по Волге «в Азию», осуществленные под руководством выдающихся энциклопедистов — И.И. Лепехина, П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.П. Фалька, И.Г. Георги, – они «открыли всему свету новую часть мира – Россию» (по выражению академика Л.С. Берга). Именно с этих экспедиций началось системное изучение территории страны и отдельных регионов, сформировалась первая основа для обеспечения их устойчивого развития и, главное, – определилось новое научное и геополитическое видение и позиционирование России не только как единого государства, но и как территориального комплекса природно-антропогенных структур.

Традиции и дела наших великих предшественников за четверть тысячелетия продолжили множество экспедиций, организованных как научно-образовательным сообществом, так и общественно-политическими движениями, энтузиастами. Среди них во многом необычно смотрится «Флотилия плавучих университетов» – научно-просветительская экспедиция, которую мы развиваем на протяжении последних пяти лет, пытаясь гармонично сочетать исследовательскую, образовательную и просветительскую составляющие, объединять науки и искусства, апробировать новые экспериментальные формы работы от классических маршрутов до перфоманса «Научно-исторического плавучего театра» в поле, объединять единомышленников из разных организаций и городов в среде сотворчества и постоянного научно-познавательного приключения, прививать истинный здоровый патриотизм – любовь к родному краю, через его всестороннее научное познание.

 

 

Исследуя Поволжье и Прикаспий нельзя не восхититься – насколько интересен и уникален, загадочен и эстетически прекрасен этот край. В глобальной истории планеты и жизни на ней он лишь уголок уходящего в прошлое океана Тетис, а в истории человеческой памяти – территория драматических процессов эволюции экосистем и сетей поселений, яркой интерференции культур и трансформаций этносов. Каждое познавательное прикосновение к феноменам мегарегиона показывает неисчерпаемость и перспективность изучения, а показательность для образования и просвещения делают его уникальным полигоном мирового уровня. Воплощением колоссального гео-био-социокультурного разнообразия и наследия нашей планеты является одна из крупнейших рек мира Волга – аорта Российского государства. Со времен Больших Академических экспедиций стало очевидным, что Волга – не просто уникальный природный объект. Это также важнейший транспортно-миграционный портал и геополитический экотон, оплот евразийского взаимодействия. Эта река во многом определяет психологию и философию не только отдельной личности, но и государства. Уже простое созерцание ее заряжает энергией, стимулирует творческую деятельность и захватывает воображение каждого мыслящего человека.

Поволжье и Прикаспий многократно становились ареной самых различных экспедиционных проектов вплоть до международных — более 120 лет назад по Волге под руководством академика А.П. Павлова прошла одна из экспедиционных экскурсий первого в России Международного геологического конгресса 1897 года. Именно на этом конгрессе Н.И. Андрусовым (стоявшим у истоков палеоэкологии и известным, в том числе, своими исследованиями в Поволжье и Прикаспии) впервые была предложена идея «Плавучего института», реализованная позднее в разных акваториях первыми советскими научными учреждениями. На Волге среди всех внутриконтинентальных акваторий мира воплощено на сегодняшний день наибольшее число оригинальных проектов «плавучих университетов» разными вузами и научными организациями. Не случайно, именно на безбрежных волжских просторах реализовалась идея научно-просветительской экспедиции «Флотилия плавучих университетов».

Многие тенденции екатерининской эпохи возрождаются и развиваются ныне: «собирание земель» и их единение, поиск механизмов евроазиатского совместного развития, осязание пути дальнейшего устойчивого развития страны. Время для серьезного конструктивного взаимодействия науки, власти и общества снова пришло. Одним из оптимальных форматов такого диалога и совместного поиска может стать «Флотилия плавучих университетов». Страницами этой книги мы приглашаем на ее палубу, в наш научно-просветительский ковчег, — здесь каждый найдет свою нишу для деятельности и самосовершенствования личности. Вместе мы пройдем новые экспедиционные пути, совершим новые открытия и создадим следующие книги — на благо науки мировой и государства Российского.

 

 

О проекте «Флотилия плавучих университетов»

В 2015 году был запущен пилотный вариант под названием «Гагаринский плавучий университет», в процессе которого и зародилась идея «Флотилии». За шесть лет работы экспедиции принципиально изменилось многое. Заметно расширился масштаб как территориально – от локального участка волжского побережья до межрегионального охвата Поволжья, Подонья, Прикаспия и Приуралья, так и по составу участников — на палубах научно-исследовательских судов поработали самые разные личности от школьника до губернатора, представляющие десятки организаций и населенных пунктов. Резко расширился спектр деятельности: от первоначально отдельных маршрутов с элементами учебных и производственных практик, профориентации и просвещения до системной круглогодичной экспедиционной, камеральной работы и аудиторной презентации результатов междисциплинарного сотрудничества деятелей науки и искусства, культуры и музейной сферы, журналистики и краеведения. Сегодня работа «Флотилии» не ограничивается полевым этапом – за ним ежегодно следует каскад новых инициатив: создание экспозиций в музеях, открытие межмузейных выставок, представление на фестивале науки и многое другое. Отдельным комплексным событием стало проведение «Дней Флотилии плавучих университетов», программа которых включает ряд оригинальных мероприятий – фестиваль научно-популярного кино, школу юнг, открытие картинных галерей, работу мобильной лаборатории юного натуралиста. Это действо пользуется успехом посетителей и приобретает характер гастролей в разных городах.

Претерпевает эволюцию даже понимание миссии «Флотилии»: от профориентации и обучения через исследования к широкому просвещению и синтезу наук и искусств в среде сотворчества, созвучно идеям «Приютинского братства» В.И. Вернадского и его единомышленников. Становится очевидным, что пройден определенный путь развития – у «Флотилии плавучих университетов» состоялась своя история – она развилась фактически в постоянно действующий сетевой мобильный научно-просветительский институт.

За годы развития «Флотилией» созданы многочисленные и, при этом, весьма разноплановые произведения – от традиционных публикаций результатов исследований на страницах научных журналов до постановок «Плавучего научно-исторического театра» в жаре перфоманса. В процессе работы выполнено множество презентационных видеороликов, профессиональных фотосессий и картинных галерей. Ежегодно готовятся и издаются на электронных носителях полноформатные научно-популярные фильмы, составляющие в комплексе видеолетопись экспедиции. При этом для каждого сектора работы характерно большое тематическое и жанровое разнообразие. Так, детальный анализ только опубликованных результатов научных исследований специалистов (от геологов до социологов), показывает обширный набор: от стандартной фиксации натурных наблюдений с последующим анализом данных до новаций в методиках полевых практик и новых подходов к построению экспозиций вузовского музея.

За небольшой срок истории «Флотилии» о ее многогранной деятельности уже сказано много как организаторами проекта, так и общественностью. В 2015 году издана научно-популярная книга «Гагаринский плавучий университет», в 2017 году брошюра «Флотилия плавучих университетов в Среднем и Нижнем Поволжье». По мере развития в составе «Флотилии» специальных проектов, появлялись многочисленные буклеты и путеводители отдельных подразделений и мероприятий. Постоянно наращивается обширный объем информации, представленной в самых разных форматах: от сообщений в научных журналах о конференциях (полевых семинарах) в ходе экспедиции и репортажей СМИ до дневников отдельных участников, любительских фото и видеоматериалов, страниц сайтов, блогосферных продуктов и т.д.

Все это привело коллектив организаторов к пониманию необходимости создания специальной книги о «Флотилии плавучих университетов». На ее страницах, помимо реализации очевидно необходимой справочно-презентационной функции, мы постарались обобщить в первом приближении наработки последних лет. Развивая «Флотилию», мы постоянно изучаем опыт экспедиционной деятельности наших предшественников на территории Поволжья, Подонья и Прикаспия. Исследования история науки и образования в экспедиционном формате оформились как одно из направлений работы «Флотилии». Этому во многом способствовало то обстоятельство, что каждая новая экспедиция следующего года «совпадала» с «круглой» памятной датой, которым и посвящалась. Кроме того, нарастала неизбежная потребность изучения истории «плавучих» экспедиционных научных и научно-образовательных проектов, особенностей их организации, опыта наших предшественников и коллег. Результаты этих изысканий по оформились в блок разделов данной книги.

 

 

Из предисловия к книге академика РАН А.В. Лопатина доктора биологических наук, профессора, заместителя министра образования и науки РФ (2016), директора Палеонтологического института имени А.А.Борисяка РАН, заведующего кафедрой палеонтологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующего кафедрой палеонтологии и региональной геологии Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе.

Гармонично включив в «обучение через исследования» просветительскую составляющую, элементы патриотического воспитания, геотуристической активности, организаторы [экспедиции «Флотилия плавучих университетов»] добились разностороннего эффекта. Удалось достичь не просто ассоциативного организационно-хозяйственного объединения ряда экспедиционных проектов под единым брендом, а формирования творческой среды, в которой постоянно зарождаются новые междисципинарные идеи, проекты. Причем они тут же реализуются в следующей экспедиции как «плавучие молодежные школы», «плавучие кафедры» и новые «плавучие университеты». Учитывая, что между полевыми сезонами круглогодично проводится интенсивная системная работа по обработке собранных материалов и массовые научно-просветительские мероприятия в разных городах (получившие название «Дни Флотилии плавучих университетов» и реализуемые как в формате «Всероссийского фестиваля науки», так и дополнительно), есть основания заключить — создана принципиально новая постоянно действующая саморазвивающаяся система, гармонично интегрирующая науку, образование и просвещение.

«Флотилия плавучих университетов» за шесть лет упорного труда ее организаторов развилась из локальной инициативы конкретного вуза до крупного межрегионального проекта: полевыми работами охвачен обширный макрорегион, в проекте участвуют ученые и студенты из разных городов России, вовлеченные крупные академические, вузовские и отраслевые научно-образовательные центры исчисляются десятками. В процессе деятельности «Флотилии плавучих университетов» затронут необычайно широкий спектр научных направлений – от наук о Земле и жизни до изучения процессов социальных трансформаций и анализа исторической памяти. При этом удалось добиться междисциплинарности подходов при изучении конкретных природных (природно-антропогенных) объектов и метадисциплинарности при осмыслении собранных материалов и полученной информации.

Одним из ярких продуктов «Флотилии плавучих университетов» стало развитие музейного пространства – создание оригинальных совместных экспозиций Музея естествознания Саратовского технического университета имени Ю.А. Гагарина с Музеем Землеведения МГУ и Музеем Тамбовского технического университета.

Особое расположение «Флотилия плавучих университетов» вызывает своим вниманием к истории науки и просвещения страны, что чрезвычайно важно не только в познавательном плане, но и для воспитания молодого поколения. Каждая экспедиция не просто посвящается знаменательной дате – проводится планомерная исследовательская работа по истории науки, широкая просветительская деятельность вплоть до выступлений «Плавучего научно-исторического театра». Безусловно, одной из наиболее солидных дат, отмечаемых последние годы научным сообществом, является 250-летие Больших академических экспедиций (БАЭ), в связи с чем «Флотилией плавучих университетов» проведены мероприятия в населенных пунктах по пути следования экспедиций, носящих имена руководителей экспедиционных отрядов БАЭ (Лепехинке, Гмелинке и Палласовке), «плавучим геоэколого-социологическим центром» выполнены социологические исследования по анализу исторической памяти академиков и их деятельности. Замечательно, что организаторы не обошли вниманием 120-летие первого в России Международного геологического конгресса (приурочив одну из экспедиций к части маршрута полевой экскурсии участников МГК по Волге под руководством академика А.П. Павлова) и 155-летие со дня рождения академика В.И. Вернадского, который, как известно, активно поддерживал идею «плавучего института».

Отдельного упоминания заслуживают организация и проведение совместно с Палеонтологическим институтом им. А.А. Борисяка РАН в формате «Флотилии плавучих университетов» полевого семинара Всероссийской конференции «Золотой век российской малакологии», посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося палеонтолога, заведующего лабораторией и ученого секретаря ПИН РАН профессора В.Н. Шиманского, а также серии всероссийских конференций «Проблемы палеоэкологии и исторической геоэкологии», посвященных памяти лидера саратовской палеонтологической школы профессора В.Г. Очева.

Издание специальной книги о «Флотилии плавучих университетов» очень своевременно. Проект хорошо известен по ряду научных и учебно-методических публикаций, научно-популярных фильмов, материалов средств массовой информации и сведений о престижных наградах. Однако явно назрела необходимость представить его единым полновесным изданием, содержащим аналитические обзоры истории экспедиционных исследований в Поволжье и Прикаспии, истории развития проектов,
концепции и миссии «Флотилии плавучих университетов», особенностей научных исследований, образовательных практик и просветительской работы в формате «плавучего университета». Особенно импонирует идея открыть данной книгой серию «Трудов Флотилии плавучих университетов» с опубликованием обширного эмпирического материала, собранного в процессе полевых работ, сосредоточенного в коллекциях, архивах и базах данных и обрабатываемого ныне в ряде ведущих научных центров страны.

Следует поздравить организаторов «Флотилии плавучих университетов» с высокой оценкой их труда – выходом в финал «Премии Русского географического общества» в номинации «лучшая экспедиция по России», выходом в финал Национальной премии «Хрустальный компас» в номинации «просвещение», получением дважды «Национальной экологической премии имени В.И. Вернадского». Желаю проекту дальнейшего совершенствования и развития до международного уровня.

Хочу выразить надежду, что соответствующие властные структуры (прежде всего Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), а также общественные организации и представители бизнес-сообщества, обратят на проект достойное внимание и обеспечат дальнейшую поддержку такому безусловно полезному и эффективному начинанию.

 

 

Информация об издательстве «Русский мир»

Московское издательство «Русский Мир» выпускает художественную литературу, книги по истории, искусству, дизайну, архитектуре, краеведению и культуре России, мемуары, энциклопедические издания, книги для детей и подростков с 1996 года. Тематика издательства представлена такими сериями, как: «Русская классическая и современная поэзия и проза»; «Русскiй Мiръ в лицах» (историко-просветительская серия о великих деятелях Государства Российского с X по XXI вв.), в серии вышли книги: «Александр Невский», «Михаил Дмитриевич Скобелев», «Александр Васильевич Суворов», «Федор Иванович Тютчев», «Царь Иван IV Грозный», «Александр Сергеевич Пушкин», «Алексей Степанович Хомяков», «Алексей Фёдорович Лосев», «Петр Яковлевич Чаадаев», «Уланова Галина Сергеевна», «Михаил Осипович Меньшиков» и многие другие; «Справочники и энциклопедии «Русского Мира» (включающие фундаментальные труды российских ученых, отражающие современное состояние научной мысли); многотомная «Большая Московская библиотека» (посвященная истории Москвы, её славным представителям, а также столичным событиям); серия «Из истории Строгановской школы» (книги по искусству, дизайну, архитектуре, истории МГХПА им. С.Г. Строганова); серия «Литературная премия Александра Солженицына», в ней уже вышли произведения лауреатов премии: Константина Воробьева, Игоря Золотусского, Бориса Екимова, Алексея Варламова, Леонида Бородина, Елены Чуковской, Валентина Янина, Владимира Енишерлова, Григория Кружкова и многих других авторов. С 2021 года выходят книги в серии «Труды Флотилии плавучих университетов», посвященные научно-образовательному и просветительскому проекту, реализуемому с 2015 г. на территории Поволжья, Подонья и Прикаспия. В издательстве вышла уникальная антология Е.А. Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии» в пяти томах. Проект был удостоен «Гран-при» конкурса «Книга года-2013».

Е-mail: russkij-mir@yandex.ru  www.vk.com/russmir  www.facebook.com/russkymir

 

Образец ссылки для цитирования книги

Иванов А.В., Яшков И.А., Захаров Е.Е. Экспедиции по Поволжью и Прикаспию. Этюды половины тысячелетия. От первых путешественников до «Флотилии плавучих университетов». – М.: Русскiй Мiръ, 2021. – 224 с. – (Труды «Флотилии плавучих университетов». Том 1). - ISBN 978-5-89577-274-4

Ivanov A.V., Yashkov I.A., Zakharov E.E. Expeditions to the Volga and Pricaspian Regions. Etudes of the Half-Millennium. Fromthe First Travelers to the «Flotilla of Floating Universities». – Moscow: Russian World publishing house, 2021. – 224 p. – (Proceedings of the “Flotilla of Floating Universities”. Volume 1). – ISBN978-5-89577-274-4