18-19 февраля 2019 года в Министерстве науки и высшего образования на Солянке состоялась конференция, посвященная итогам экспедиционных исследований в 2018 году в Мировом океане, внутренних водах и на архипелаге Шпицберген.
В мероприятии приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Алексей Медведев, Вице-президент РАН Андрей Адрианов, начальник отдела координации и обеспечения деятельности научно-исследовательского флота, полигонов и экспедиций Евгений Наумов, и сотрудники Минобрнауки России.
В первый день конференции обсуждались итоги экспедиционной программы в 2018 году по таким направлениям как «СЗЧ Тихого океана и дальневосточные моря», «Морские экспедиционные исследования в российских арктических морях», с участием представителей научных институтов: Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева, Национальный научный центр морской биологии им. А.В. Жирмунского, Тихоокеанский институт биоорганической химии, Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, Институт Океанологии РАН, Северный Арктический Федеральный университет, Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского, Мурманский морской биологический институт Кольского научного цента РАН, Зоологический институт РАН и др.
Одна из секций была посвящена деятельности плавучих университетов. Ассоциацию плавучих университетов России представил обозреватель отдела образования и науки ИД "Комсомольская правда", заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики Высшей Школы Экономики, инициатор создания и координатор Ассоциации Александр Милкус.
В своем докладе он представил академическому сообществу цели, задачи и ключевые направления развития Ассоциации, а также ответил на вопросы слушателей.
Представители САФУ, ИО РАН и МГУ им. Ломоносова, являющиеся участниками Ассоциации, в своих докладах более подробно раскрыли концепцию "Плавучего Университета" как уникальной формы образовательного процесса - "обучения через исследования", отметив важность непрерывного цикла образования, включающего в себя постановку задачи, её теоретическое изучение студентами, подготовку к экспедиции; участие студентов в экспедиции и сборе полевого материала; обработку собранного материала в лабораторных условиях с последующей интерпретацией полученных данных; подготовку докладов, публикаций в научных изданиях и/или рекомендаций для практической деятельности.
Жаркая дискуссия после докладов показала, что у многих вузов, имеющих отношение к экспедиционной деятельности, есть большой потенциал и возможности в организации образовательного и экспедиционного процессов и в получении грантов на фундаментальные исследования, но не у всех есть достаточный опыт взаимодействия с индустриальными партнерами с точки зрения дальнейшего продвижения научно-исследовательских проектов.