«Волго-Каспийская Флотилия плавучих университетов» - масштабный научно-исследовательский проект осуществление которого стало возможно благодаря работе организационного и программного комитетов, в которые вошли руководители регионов, по которым пролегал маршрут флотилии, ректоров вузов-участников, ученых и сотрудников Российской академии наук, образовательных и научных организаций.
Миссия и методология «Флотилии плавучих университетов»
Изначально отправная идея заимствована согласно проекту ЮНЕСКО, предусма-тривающему «обучение через исследования» (Training Through Research, TTR, 1991) по-средством организации «плавучих университетов» (Floting University) в различных аква-ториях на научно-исследовательских судах.
По инициативе Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. в 2015-2016 годах впервые применен научно-просветительский вариант экспедиции (проект «Гагаринский плавучий университет»), что подразумевает гармоничное сочетание собственно исследований группами ученых из ведущих научных центров, обучения студентов в процессе совместной работы со специалистами в научных группах и, главное, вовлечения в исследования и образовательный процесс широкой общественности – школьников и их родителей и педагогов, представителей краеведческого, журналистского, музейного и других сообществ. Особое значение и эффективность показали проведенные в процессе экспедиции популярные лекции, мастер-классы, интеллектуальные штурмы, междисциплинарные семинары и т.п. – они осуществлялись учеными, студентами, общественностью и представителями власти как непосредственно на природных объектах, так и в населенных пунктах по ходу экспедиции, как на борту НИС, так и в полевых береговых маршрутах.
Особенности речной сети (прежде всего широкая развитость по территориям континентов и трансрегиональность) и исторической привязанности к ней многих крупных городов (в том числе являющихся ныне ключевыми научно-культурными центрами) позволили предложить идею взаимодействия университетов посредством совместных комплексных междисциплинарных экспедиций. Осуществить такое взаимодействие представляется наиболее эффективным в форме совместной согласованной работы системы крупных и маломерных судов, представляющих разные организации и реализующих как свой индивидуальный, так и общий план исследований и мероприятий, – своеобразной флотилии «плавучих университетов».
Ключевой новацией такой системы является придание равного значения и гармоничное сочетание трех составляющих: научные исследования, «обучение через исследования» и просвещение населения через активное вовлечение в исследовательский процесс и общение с университетским сообществом. При этом инициируется широкое развитие новых нестандартных форм работы по направлениям исследовательской, образовательной и просветительской деятельности.
В исследовательской работе – постановка междисциплинарных задач и планирование полевых маршрутов, а также свободное комплексирование исследовательских групп для их решения. При этом исследовательские группы при обязательном насыщении, помимо ученых, также студентами, школьниками, журналистами, краеведами и иными желающими, не имеют жестко очерченного состава – напротив, приветствуется эффективная ротация. Постоянно практикуются междисциплинарные идейные штурмы коллективами специалистов с разной специализацией непосредственно на природных объектах – такая форма систематически приводит к зарождению нестандартных новых идей, которые могут быть здесь же на месте обсуждены, предложены гипотезы, тут же отобран материал для их проверки и т.д.
В образовании необычным подходом является гармоничное «вживление» студентов с первого курса в междисциплинарную группу исследователей из разных организаций разных городов с последующей ротацией обучающихся. Таким образом, студенты не просто созерцают изнутри основные процессы научной деятельности – сбор научного материала, обсуждения проблем, отработку методик и т.д., но и непосредственно в них участвуют, ощущают свою приобщенность к получению научной новизны, зарождению неожиданных идей, сбору уникальных находок и данных и т.д. Стремящийся к познанию студент получает уникальную возможность не только с преподавателями своего вуза, а фактически с научным сообществом страны пообщаться в порядке стажировки, консультаций, совместных маршрутных работ на уникальных природных объектах и т.д. Таким образом, он получает практически неограниченные возможности не просто черпания знаний, а участия в создании новых знаний, не стандартной отработки навыков, а совершенствования известных методик и разработки новых, в том числе с применением современных полевых передвижных лабораторий и новейшего оборудования.
«Обучаясь через исследования», студент также сразу получает возможность проявить себя и в роли наставника, педагога, ибо каждому из них вменяется в обязанность работа с населением, прежде всего школьной молодежью, в свою очередь, также вовлекая их в процесс познания мира через исследования. Для каждого студента это является определенным тестом на зрелость личности – рассказать на доступном уровне школьнику и другим любознательным людям из местного населения о своем университете, о своей специальности и видении будущей профессиональной деятельности, об истории своей научной школы и своих непосредственных учителях, о своей роли в исследовательской группе, к работе в которой он приглашает желающих и готов быть в данном случае их наставником.