Дневник экспедиции Арктического плавучего университета — 2018

14 июля. День пятый. Посвящение в полярники, 12 разрезов и мафия

Около одиннадцати часов дня «Профессор Молчанов» подходил к мысу Святой нос. С левого борта был Терский берег Кольского полуострова. Шли полным ходом, 13 узлов по течению.

На борту находилось также небольшое количество исследователей, которых собрало вместе намерение посетить берега Новой Земли. Кто ехал по долгу службы, кто с целью научных исследований на остров и по дороге к нему, кто просто из любопытства. Путь от Архангельска до Полярного круга проходил спокойно. На протяжении всего дня был штиль, мало ветрено, поверхность моря - штиль. Солнце светило ярко в течение двадцати часов. Ночью был идеальный штиль.

Сегодня, днем и ночью, нам предстоит 12 остановок для работы на гидрологических разрезах через каждый час.

Полярник - это…

 

«Полярник - это человек, профессионально занимающийся исследованиями в Арктике и Антарктике. Полярником не может стать тот, кто любит тепло и слишком ценит комфорт цивилизации и не любит преодолевать трудности. Без романтики никакого полярника не получится, пусть это и банально звучит. А вообще это человек, который работает и часто живет в Арктике» (Станислав Царенко, главный менеджер департамента промышленной безопасности, охраны труда и экологии ПАО ГМК «Норильский никель»)

«Полярник - это тот, кто любит северную территорию и готов дальше вкладывать силы в ее развитие. Полярником не может стать тот, кто не может или не хочет сохранить или сберечь природу Арктики, и не оценивает уникальность Севера» (Гао Тяньмин, директор Центра исследования России Харбинского инженерного университета)

(Полярники - это как минимум две категории: романтики в определенном смысле и люди, которые волею судьбы попадают в полярники, то есть жители Севера. Полярник романтичного облика - это исследователь, которого интересует все многообразие Арктики, самые неожиданные возможно разрезы и ипостаси. На мой взгляд, быть исследователем Арктики романтичнее нежели, чем просто придти и работать здесь обыденно. Тогда теряется смысл перманентного изучения Арктики. Только окунувшись в лакуну арктическую можно освободить свое мышление от той повседневности, которая тебя окружала прежде, и погрузиться в изучение данного региона» (Александр Черкасов, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Волгоградского государственного университета)

«Полярный исследователь - это научный человек или человек из сферы науки, интересы которого напрямую связаны с полярными регионами нашей планеты. Мне кажется, что во времена Амундсена присутствовала какая-то романтика, сейчас это - обычная работа» (Сергей Пряхин, младший научный сотрудник ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт»)

«Полярник - это человек, который не боится трудностей, готов к неожиданным экстремальным ситуациям. Человек, который эмоционально устойчив, который готов работать в команде, потому что одному не выжить, даже если ты полярник. Человек, который здраво сможет оценить любую ситуацию и найти выход из нее. Моя ассоциация с полярником - это человек, который сможет всегда выжить в сложных северных ситуациях» (Наталья Лукашева, профессор-исследователь национальной кафедры по праву и самоуправлению коренных народов в Университете Северной Британской Колумбии (Канада))

«Полярник - это человек, который пересекает Полярный круг. Мы теперь как одна большая семья, у которой есть общие интересы. Романтичная ли это профессия? Я думаю, что раньше у полярных исследователей была, действительно, трудная жизнь, но сейчас - нет» (Марк Врюггинк, студент Университета Лозанны)

Посвящение в полярники 

Около одиннадцати часов нас попросили по громкой связи собраться на корме. Бочка, полная воды. Капитан в тельняшке и с трезубцем. По правое и левое плечо - русалки в коронах. Пират и морской дух с веслом. Капитан Сергей Хохлов сказал, что нас ожидает посвящение в полярники, но:

Перед тем, как совершить сей обряд,

Нужно всем пройти испытаний ряд,

Кто откажется, будет бит…

Итак, первое вам задание -

Слова клятвы услышать желаю я.

Все хором повторяли клятву полярника, которую накануне сочинили несколько участников экспедиции.

 

Клятва полярника 

Клянусь стойко переносить все тяготы экспедиционной жизни.

Клянусь терпеть арктические холода и суровые северные ветра.

Клянусь выручать товарища, попавшего в беду.

Клянусь добросовестно нести вахту по чистке картошки.

Клянусь, что результаты моего исследования помогут российской и зарубежной науке.

Клянусь уважительно относиться к арктическим территориям.

Клянусь не бросать мусор в туалет.

Клянемся!

А теперь, как вольные птицы,

Всем напиться морской водицы, - закончил капитан.

К Константину Зайкову выстроилась очередь за соленой морской водой.

- Вкус морской воды мне не очень понравился, я сначала хотел выпить, как можно больше, но потом, когда только попробовал, отказался от этой идеи, - сказал студент Федеральной политехнической школы Лозанны Жовэн Стефан Рамсье.

Ну, и третье мое наставление -

Всем совершить сейчас омовение.

Теперь очередь двигалась в обратном направлении. Русалка Мелисса окунала лицом каждого участника в бочку с теплой морской водой, а русалка Александра вручала сувениры.

В честь посвящения участников экспедиции в полярники экипаж дал морской салют.

Хроника

На судне среди участников экспедиции распределили вахты по чистке картофеля на кухне. Сегодня была наша очередь с корреспондентом мурманского телеканала «ТВ-21» Татьяной Юлусовой. С мешком картошки и миской лука мы справились за полтора часа.

Сегодня - Национальный день Франции, и швейцарские студенты спели «Марсельезу» после ужина, а потом, кто хотел, сыграл в «Мафию».


15 июля. День шестой. Студенты.

Наш маршрут изменился. Лед стоит у берегов восточного побережья Новой Земли, поэтому мы идем прямым курсом и полным ходом на Русскую Гавань, Западное побережье. Это будет наша первая серьезная высадка после Соловков.

Всю первую половину дня студенты готовили презентации о своих исследовательских проектах, которые можно разделить на четыре группы: море, воздух, земля и гуманитарные науки. Особенность работы на «Профессоре Молчанове» — сотрудничество, взаимодействие и взаимопомощь. Например, команде студентов Федеральной политехнической школы Лозанны Янна Пэйена и Луи Жака Вердье нужно измерить распространение углекислого газа и, чтобы получить точные данные, им нужна информация от других команд: скорость ветра, солёность и плотность морской воды. Для уточнения показателей pH, температуры и CO2 студенты ждут помощи от более опытных коллег.

Планктон и самовар

Студенты Университета Женевы Сирияк Брюэ и Аринзи Авилив пришли в Русскую Арктику изучать биоразнообразие зоопланктона и его распространение в Белом море. Во время экспедиции 1893–1896 годов был составлен первый перечень ракообразного зоопланктона, обитающего в арктических морях. Задача Сирияка и Аринзи собрать планктон и под руководством исследователей из «ААНИ» определить его разнообразие на определенных территориях. Студенты используют сеть Джедди, которая опускается на пять метров и работает по типу самовара: сеть наполняется водой, которая при поднятии стекает, и на конце открывается краник, через который в бутылку собирается концентрация планктона с морской водой.

Перед тем, как проводить хлорофильное измерение концентрации планктона, нужно эту воду пропустить через вакуум и оставить в холодильнике при температуре -20С. Более подробные исследования Сирияк и Аринзи будут проводить в Санкт-Петербурге в лаборатории.

На судне ребята могут только зафиксировать количество планктона и определить его вид. Планктон — хрупкий организм и при отделении малой части его легко повредить.

Из 200 миллилитров морской воды нужно отделить только 1 миллилитр и поместить в чашу Петри. Следующий шаг — посчитать количество планктона на 1 миллилитр. Из образца капелька планктона наносится на стекло и отправляется под микроскоп. Вуаля!

 

 

"В экспедиции я получаю ровно то, что планировал. Я не ожидаю изменить мир или остановить глобальное потепление. Я просто изучаю планктон, потому что это мой исследовательский проект." 

Сирияк Брюэ, студент Университета Женевы и участник экспедиции Арктического плавучего университета

Углекислый газ и «НЛО»

Янн Пэйен и Луи Жак Вердье изучают с помощью специальных камер распространение углекислого газа в зависимости от погодных условий и влияние различных параметров, например, pH, температуры и щелочности на кривую газа. Чтобы соорудить это устройство, которое члены экспедиции прозвали «шапочками инопланетян» или «НЛО», Янн и Луи Жак использовали две черные миски, фольгу, ланч-боксы и сенсор. Студенты нашли статью шведских ученых о том, как собрать и использовать эти камеры. Один конец сенсора присоединяется к батарейке, другой конец — к компьютеру, и таким образом считываются результаты до и после эксперимента. Для проведения более точных замеров лучше использовать шесть камер, но сейчас для работы Луи Жака и Янна достаточно трех. Главное — осторожно спускать камеры на воду. Чтобы избежать столкновения между устройствами, к веревке прикрепляются бутылки с водой — тогда угол спуска и поднятия будет уравновешиваться, и сенсор внутри камеры останется сухим. Камеры находятся на поверхности воды в течение 15 минут.

Иногда результаты замеров невозможно использовать для дальнейшего исследования, поскольку сенсоры во всех трех камерах показывают различные данные. Хотя бы в двух камерах кривые должны совпадать. Почему данные различаются, Луи Жак и Янн не знают, причин может быть множество, например, камеры спускали / поднимали слишком быстро или медленно или в камеры попал воздух. Если замеры углекислого газа совпадают по крайней мере на двух кривых в начале и конце эксперимента, значит камеры на воду были спущены правильно.

До экспедиции Луи Жак и Янн проводили эксперимент только на озерах, и поэтому они ожидают получить данные из реальной жизни.

«Мы все обеспокоены проблемой изменения климата. Мы знаем, что температура воздуха влияет на температуру океана. Поэтому углекислый газ может рассеиваться в океане, и повышение температуры приводит к тому, что углекислый газ менее абсорбируется», — объяснил свой интерес в этой теме Луи Жак.


Автор дневника -  Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.