26 июля. День семнадцатый. "Лекция+" Жака Ланарэ
Лови мгновение, пока спит время, старина
«Общество мертвых поэтов»
С воскресенья «Профессор Молчанов» идет прямым курсом на остров Вайгач.
Пока нет высадок, в баре с утра до вечера проходят лекции на темы права в Арктике, геомагнитного поля Земли, истории освоения Северного и Южного полюсов…Три лекции на тему эффективного обучения и преподавания прочитал Жак Ланаре. С 2006 года он был проректором по качеству и образованию, а с 2010 года работает профессором в Университете Лозанны.
Преподавательская философия Жака Ланарэ основана на идее применения нейропсихологии в обучении.
- Нет и не может быть единственно верного пути в обучении, но есть логика между целями, задачами, содержанием, стратегией, методом и оцениванием. Если поставить эти вещи в один ряд, только тогда обучение и преподавание будут иметь смысл. Если вы выбираете игровые технологии обучения, думая только о том, это просто интересно и весело, но не оцениваете знания и умения, которые студенты получили в результате игры, тогда эта работа не имеет смысла. Идея в том, чтобы рассматривать задачу обучения в контексте: количество студентов, их образовательный уровень и так далее и задавать вопрос: как я могу достичь цели обучения наиболее эффективно?
Я уверен, что обучение меняет поведение или восприятие ситуации или явлений. Вы либо рассматриваете, либо воспринимаете вещи иначе. Например, я могу показать картинку, которая напоминает то карту, то лицо, но потом я показываю ту же картинку, но более четкую, и вы видите уже точно - лицо. Это и есть изменение восприятия. Как это происходит? Я держу в уме четыре основных подхода к обучению: бихевиористский, когнитивный, конструктивистский и социо-конструктивистский. Идея в том, чтобы от каждого подхода брать по чуть-чуть: от бихевиористского подхода обратную связь, от когнитивного - применение знаний, от конструктивистского - рефлексию, от социо-конструктивистского - взаимодействие. Вместе эти подходы позволяют вовлечь студентов в процесс обучения более эффективно.
Классическая лекция - это просто передача информации, никакой обратной связи и рефлексии. Но можно применить то, что я называю «Лекция+», когда вы используете кейс-стади, обсуждение в малых группах и взаимное оценивание.
Студенты должны быть активными участниками процесса обучения, поэтому вопрос об образовательной стратегии звучит так: «При какой стратегии студенты будут активно вовлечены в обучение?»
Жак Ланарэ
- Каким преподавателем нужно быть, чтобы следовать такой логике?
- Это очень важный вопрос. Обычно мы исходим из того, что студенты ничего не знают, а преподаватель знает все. Преподаватель в таком случае единственный эксперт. Но можно поменять позицию и допустить, что студенты тоже достаточно знают, и тогда роль преподавателя меняется: я теперь эксперт не в содержании, а в процессе обучения. В первом случае ты знаешь ответы, во втором - задаешь вопросы.
Многие из моих коллег уверены, что если они не в первой позиции, то они ничему не могут научить. Еще одна проблема современного мира - только 3% студентов задумываются о продолжении академической карьеры, 97% просто хотят получить хорошее прикладное образование, их не интересует знание ради знания, которое сегодня легко доступно. Поэтому роль преподаватель более не заключается в простом пересказе информации. Мы должны помочь студентам использовать знания, развивать критическое мышление, научить анализировать и подобное.
С другой стороны, чтобы реализовать подобные идеи, нужно несколько вещей: реальная политическая воля руководства университета и понимание значимости обучения, возможности и ресурсы для преподавателей. Преподаватели не будут меняться, если не знают, как это делать.
- Как думаете, настанет ли такой момент, когда лекции не будут существовать? Останутся только онлайн-курсы.
- Нет, я не верю, но это все лишь моя вера. Если мы посмотрим на образовательные предпочтения поколения Z, которое считается невероятно коммуникативно-ориентированным, то они хотят учиться с друзьями, то есть в группах, оценивать друг друга, предпочитают проблемное обучение и прикладное знание. Вопрос опять же - как вы будете обучать? Если просто передавать знание, то это уже не работает.
И еще один аргумент против исчезновения лекции. Когда только появились массовые онлайн-курсы, все заговорили, что это приведет к закрытию университетов. Но только восемь процентов реально заканчивают в среднем шестинедельный курс на Coursera. Это реальные цифры, поскольку я бываю на конференциях, проводимых Coursera. Или еще одна модная стратегия - перевернутый класс. Он просто невозможен без преподавателя.
- Что вы думаете о стратегии обучения главного героя в фильме «Общество мертвых поэтов»?
- Для многих молодых преподавателей герой Робби Уильямса - идеал. Но тут важно понимать контекст: этот учитель ломал очень важные правила в очень грубой форме. Хотя это здорово, что он пытался развивать в студентах креативное и критическое мышление, пытался научить выражать себя. Но такое поведение должно быть хотя бы частично принято окружающими.
26 июля. День семнадцатый. Продолжение. Вайгач
Забудь про полосу удач и неудач, и письма бесполезные не шли.
Мы встретимся с тобой на острове Вайгач, где держит непогода корабли.
А. Городницкий, «Остров Вайгач»
- Девушка, ты почему оккупировала компьютер. Надо свой возить.
- Я привезла. Интернет раздайте.
Все утро капитан ходит смурной и бесконечно проверяет в метеорологической лаборатории силу ветра и высоту волны. Прогнозы вплоть до воскресенья неутешительны: волна около метра, ветер от 11 до 18 м/с.
Мы должны подойти к Вайгачу около 16:00.
Волны и ветер, как окажется чуть позже, не такая уж и беда.
Сегодня первый теплый день, как мы покинули Новую Землю: +16, просто северное, а не арктическое лето. После или вместо полдника часть экспедиции осталась в баре доигрывать партии в «дурака», другие работали в лабораториях, рассматривая под микроскопом микропластик или кольца кустарничков с целью определить возраст и предсказать изменение климата в будущем. Другие высыпали на прогулочную палубу. На пеленгаторной швейцарские и российские студенты и преподаватели делали обычную физическую разминку.
По обе стороны от судна плавали осколки ледника, желтые, белые, уже подтаявшие. Некоторые бились о борт судна. Слева виднелась полоска земли. Вайгач.
Полшестого вечера. Уже полтора часа, как мы должны бродить по острову, но огибаем его с южной стороны. Капитан принял вынужденное решение - северо-западные берега обтянуты льдом, пробуем другой путь.
Поднялась на мостик. Прошла пара минут. Горизонт заволокло туманом. Видимость пять кабельтовых, или километр. Воздух теплый - вода холодная, и лёд начинает таять.
Вайгач для ненцев - священное место. Вай Хабць - «остров страшной гибели» или «земля смерти» - так называли остров ненцы. Есть предположения, что Вайгач происходит от слова «взять», то есть изваянный остров, потому что на нем найдено много каменных сооружений.
Другое название - Хабиди-Я, или Святая Земля. В прошлом ненцы верили, что на Вайгаче не стоит селиться - здесь могут жить только божества.
- Ёжик, ты где? - Говорит капитан. - Сергеич, если сорок минут пройдет, а туман не рассеется, пойдем отсель. Не увернуться от айсберга, выплывет, я его из-за тумана не увижу.
На Вайгаче сотрудникам «Лаборатории арктического биомониторинга» нужно взять пробы крови местных жителей, другим исследователям провести интервью со старожилами. Как доказательство, что к острову не подойти, безуспешно пытаемся сфотографировать туман - фокус не на что навести.
Туман перед носом рассеивается, а Вайгача не видно. Спустя несколько минут начинают проглядывать холмы и бревенчатый маяк.
- Я не пойду туда, Сергеич, там мель три метра, судном не буду рисковать, разворачиваюсь.
Вдоль южного берега лёд. Можно было бы пройти в Югорский шар, но из-за тумана не видно навигационных знаков.
Разворачиваемся на 40 градусов. Следующий пункт - Колгуев, где высадим только Анну Трофимову, сотрудника «Лаборатории арктического биомониторинга».
***
Солнце опускается с девяти часов вечера. Медленно. Красное закатное солнце. Мы идем на юг, поэтому закат все более отчетлив и ветер теплее. Хотя ночи по-прежнему белые.
Автор дневника - Наталья Авдонина, к. полит. н., доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью САФУ имени М. В. Ломоносова.