Участники Ассоциации плавучих университетов России обсудили план развития

Прошло чуть более полугода с того дня, когда на Московском международном салоне образования было объявлено о намерении создать Ассоциацию плавучих университетов. Свои проекты тогда презентовали пять участников.

И вот 21 ноября в Малом конференц-зале Института Океанологии им. Ширшова состоялся круглый стол на тему «Ассоциация плавучих университетов России: планы и перспективы». В нем участвовали уже более двадцати представителей организаций, имеющих отношение к научно-исследовательским работам и образовательному процессу на водных территориях России.

Мероприятие проходило в рамках Международной  научно-практической конференции «Морские исследования и образование – MARESEDU – 2018».

На встрече присутствовали более двадцати человек - представители Балтийского плавучего университета (Российский государственный гидрометеорологический университет), Плавучего университета  МГУ им. М.В. Ломоносова, Морского государственного университета им. Адмирала Г.И.Невельского, Арктического плавучего университета (Северный арктический федеральный университет), Плавучего университета ИО РАН (Институт океанологии им. П.П.Ширшова), Северного УГМС, Росгидромета, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института,  проекта «Полярная экспедиция «Картеш», Центра морских исследований МГУ, Волго-Каспийской флотилии плавучих университетов и Гагаринского плавучего университета (Саратовский государственный технический университет им. Ю.А.Гагарина), НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, Издательского дома «Комсомольская правда».

 

Министерство науки и высшего образования РФ представлял Евгений Наумов, начальник отдела координации и обеспечения деятельности научно-исследовательского флота, полигонов и экспедиций.  Он подчеркнул важность четко сформулировать цели и задачи плавучих университетов, юрдического закрепления самого определения термина «плавучий университет», необходимость создания методически проработанных и утвержденных образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров для научной и практической деятельности.  Подготовка таких кадров на борту научно-исследовательских судов должна быть эффективнее, чем в стенах института так как на нее тратится больше ресурсов.

Представитель Плавучего университета ИО РАН  Наталья Степанова представила программу подготовки молодых специалистов (студентов базовых кафедр), включающую в себя лекции и семинары, рассказала о научной школе, которая состоится в апреле 2019 года и  к участию в которой приглашаются все желающие, о прибрежных практиках на базе филиалов и отделений Института океанологии. И рассказала об экспедиции 2018 года на судне "Академик Мстислав Келдыш".

 

 

Своим опытом по привлечению иностранных студентов в арктические экспедиции поделились представители Арктического плавучего университета Людмила Драчкова и Яна Преминина.

Член координационного комитета кафедр ЮНЕСКО в Российской Федерации, профессор кафедры океанологии  РГГМУ Виталий Сычёв отметил, что ООН объявила Десятилетие наук об океане в интересах устойчивого развития (2021-2030 гг.) с целью мобилизации научного сообщества, ответственных политических деятелей, бизнеса и гражданского общества для реализации программы совместных исследований и технологических инноваций, и возлагает определенные надежды на Россию.

Директор Института "Морская академия" Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Александр Горобцов подчеркнул необходимость участия в практических работах студентов, обучающихся по «морским» специальностям.

Затрагивались вопросы программ профессиональной переподготовки специалистов организаций, занимающихся морскими исследованиями. Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ Николай Шабалин рассказал о своем опыте подобной работы.

 

 

Участники обсудили вопросы, общие для всех плавучих университетов, и уникальные для каждого. Вопрос востребованности качественных кадров оказался общим для всех. Но особо остро нехватка специалистов, например, гидрометеорологов, ощущается в удаленных регионах – Арктика, Дальний Восток. И такая форма подготовки специалистов, как плавучие университеты может быть одной из возможностью решить эту проблему.

По мнению ректора Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета Анны Тимофеевой, для того, чтобы правильно выстраивать научную и образовательную программу плавучих университетов, нужно учитывать интересы заказчика – будущих работодателей подготавливаемых специалистов  - промышленные предприятия, научные организации, вузы, Росгидромет, Минприроды.

Григорий Ахманов, руководитель программы и директор Учебно-Научного Центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике на геологическом факультете Московского государственного университета, отметил, что важно не только участие в самих экспедициях, зачастую краткосрочных, необходимо также создать непрерывный круглогодичный образовательный и научный процесс, направленный на создание у обучающихся научного склада мышления, на подготовку научных публикаций в известных, цитируемых изданиях.

 

 

Представитель Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ и проекта «Полярная экспедиция  «Картеш» Ольга Бойко добавила, что  в программах плавучих университетов могут участвовать в том числе и технические «сухопутные» вузы, разрабатывая методики эксперимента или приборы, которые затем будут могу быть протестированы на научно-исследовательских судах.

Однако, плавучие университеты занимаются не только биологическими, геологическими, гидрографическими и океанологическими исследованиями. Очень важной составляющей их работы являются этнографические и исторические работы,  культурно-просветительская деятельность, о которой рассказал один из организаторов Волго-Каспийской флотилии плавучих университетов, завкафедрой «Геология и геоинженерная экология» Саратовского государственного технического университета Алексей Иванов. В состав участников Флотилии, помимо научных групп, входят Приволжская книжная палата, снабжающая жителей населенных пунктов по пути следования экспедиционных судов разнообразной литературой: от справочной до художественной, а также Плавучая научно-художественная школа и Плавучий научно-исторический театр.

Координатор Ассоциации плавучих университетов Александр Милкус, обозреватель ИД «Комсомольская правда», заведующий лабораторией НИУ ВШЭ предложил совместно с Минобрнауки, Росгидрометом и Минприроды подготовить юридические документы, в которых было бы определено понятие «плавучий университет», обсудить базовые учебные и исследовательские программы для экспедиций, отработать принципы взаимодействия между ведомствами, направленные на развитие и популяризацию такой формы обучения.